Жизнь в служении музыке
№ 2 (1267), февраль 2009
Жизнь представляется мне пестрой лентой, которая все раскручивается и раскручивается… Один кадр сменяется другим, что-то выпадает из памяти, другое всплывает, и неожиданно представляются картины явственные, осязаемые, пронзительные… 1994 год… Лев Николаевич Власенко дает сольный концерт в Малом зале консерватории. В программе его любимые композиторы – Бетховен, Лист. Многие знают о тяжелой болезни исполнителя. Может быть, поэтому более внимательно всматриваются в его слегка заострившиеся черты, чуть менее лучезарные глаза и улыбку. Волнение и радость от того, что снова на сцене, снова творчество, снова это ни с чем не сравнимое переживание, так хорошо мне знакомое, – концерт. Увы, он оказался последним в долгой, напряженной исполнительской карьере музыканта. В 1996 году Льва Николаевича не стало. Мы же, слушатели, профессионалы и любители, коллеги и ученики, конечно, не могли этого предвидеть, да и не думали об этом. Лева сыграл замечательный концерт!
Обстоятельства сводили меня со Львом Николаевичем многократно на протяжении долгих лет. Мы почти ежедневно сталкивались в коридорах консерватории. Доброе приветствие, пожелание приятного рабочего дня, обмен впечатлениями о прослушанных записях, о гастрольных поездках, об учениках, зачетах, экзаменах… Мы оба восходим к одному музыкальному корню – Константину Николаевичу Игумнову: он – через своего профессора Якова Владимировича Флиера, я – через своего – Льва Николаевича Оборина. Так случилось, что и кафедру Л.Н.Власенко наследовал я, его младший коллега и соратник, а один из моих ассистентов, Александр Струков, победитель конкурса Листа, – воспитанник Льва Николаевича.
Кстати, о конкурсе Листа… Я помню блистательный взлет Льва Власенко в 1956 году на I Международном конкурсе пианистов им. Ф.Листа в Будапеште. Тогда еще никому не известный аспирант Московской консерватории завоевал I премию на сложнейшем состязании, победив многих выдающихся исполнителей, – китайского пианиста Лю Ши Куня и посланного на подмогу советской делегации Лазаря Бермана, считавшегося основным фаворитом.
В это время конкурсы были редки, и каждый воспринимался как мировое событие, освещался в прессе, победителей встречали как героев, но никто не разбрасывался эпитетами «великий», «гениальный», как теперь, когда они утратили свой изначальный высокий смысл. Ходили легенды об исполнении Власенко фа-минорного этюда, «Мазепы», 12-й рапсодии, о его октавах, но главным его достижением, по мнению и жюри, и публики, была признана Соната си минор – эта глыба, произведение сложнейшее и по пианистическому мастерству, и по философскому осмыслению. Ее я впервые услышал в исполнении Льва Власенко в Москве, на I Международном конкурсе им. П.И.Чайковского в 1958 году, где пианист исполнил Сонату на II туре соревнования. Вот что писал о Л.Н.Власенко Святослав Рихтер сразу после конкурса: «Лев Власенко – большой артист, он порадовал превосходным исполнением си-минорной сонаты Листа, произведения предельно сложного и по глубине замысла, и по технике. Великолепное чувство формы и стиля столь разных сочинений, как Соната Листа, Прелюдии и фуги ре минор Д.Шостаковича, вселяет твердую уверенность, что в будущем Л.Власенко обещает вырасти в крупного музыканта» («Советская культура», 1958 г.).
Немногие знают, что, вступив в состязание только со II тура, (по условиям I конкурса Чайковского лауреаты I премии других конкурсов имели эту привилегию), Власенко получил высший балл при проходе на III тур. В компетентное жюри входили Гилельс, Нейгауз, Рихтер, Оборин, Кабалевский, иностранные члены – всего 17 человек. Итоговые результаты конкурса общеизвестны: Вэн Клайберн – первое место, Лев Власенко и Лю Ши Кунь – второе. Никто никогда не оспаривал пальму первенства триумфатора – американского пианиста Вэна Клайберна. Сам Лев Николаевич считал такое распределение премий справедливым и к Вэну испытывал только добрые дружеские чувства. Власенко всегда сожалел, что американский пианист, от природы необыкновенно одаренный, достигший таких вершин в юности, не продолжил своей артистической карьеры, в Москву с концертами приезжал все реже и реже, а сейчас совсем исчез с музыкального горизонта. I конкурс Чайковского и Вэн Клайберн практически стали синонимами. Он остался лишь волнующим, радостным, но далеким воспоминанием для многочисленных обожателей Клиберна, который уединенно живет на своей богатой вилле в Техасе и любит иногда вспоминать о загадочной стране России, подарившей ему такой сказочный успех, продолжения которому не последовало…
Подобный экскурс в историю конкурсов я сделал не случайно. Противостояние с Вэном Клайберном сыграло и, как это ни странно, продолжает играть злую шутку со Львом Николаевичем Власенко.
Да, наше тогдашнее тоталитарное государство было сильно политизировано. Конечно, присуждение I премии американцу воспринималось публикой как вызов системе, где все лучшее должно было быть обязательно советским. Слухи, которые распространялись уже во время конкурса и то и дело просачиваются в СМИ до сих пор, трудно опровергнуть: Власенко – племянник Хрущева; до объявления результатов, якобы, выпускается афиша «Власенко – I премия»; независимый Рихтер ставит всем нули, кроме Клиберна. Ради справедливости, наверное, стоит отметить, что у семьи Власенко совсем другая, не хрущевская родословная, что Рихтер ставил самые высокие баллы всем трем победителям, правда, для остальных участников не скупился на очень низкие оценки, но не нули. Про афишу не знаю, не видел, но сомневаюсь. Однако наличие ее лишь подтвердило бы высочайший накал борьбы и, как мне кажется, нисколько не умаляет того высокого второго места на I конкурсе Чайковского, которым, как мне известно, пианист всегда гордился.
О том, что Власенко, в отличие от занявшего высшую ступень пьедестала соперника, состоялся как пианист, артист, педагог, музыкальный деятель, свидетельствует вся его послеконкурсная жизнь в искусстве. Ведь для него конкурсы явились только отправной точкой; он всегда стремился к глубокому проникновению в музыку, в творческий замысел композитора, много об этом писал, вел передачи на радио и телевидении. С годами, по его собственному свидетельству, музыка менялась в нем, многие произведения трактовались по-другому. Л.Н.Власенко концертировал по всему миру, был членом жюри самых престижных международных конкурсов, преподавал, помимо Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, в консерваториях США, Австралии, проводил мастер-классы в Европе, Америке, Австралии, Японии.
Конечно, хорошо, что в этом году СМИ вспомнили о 50-летнем юбилее конкурса Чайковского. Но все передачи были посвящены не творческому порыву участников, а скандалам, пикантным байкам вокруг этого события. Имя Власенко прозвучало лишь в связи с этими скандалами, и его фигура предстала в неприглядном свете. А ведь Лев Николаевич являлся одним из победителей легендарного I конкурса им. П.И.Чайковского, секретарем, а затем и бессменным членом жюри и, наконец, председателем юбилейного X конкурса, ставшего для музыканта последним. Во всех передачах было забыто самое главное – Музыка, ради которой и проводятся конкурсы, Музыка, которой Власенко всегда верно служил.
У исполнителя после его ухода остаются записи и ученики. Лев Николаевич 39 лет проработал в Московской консерватории и воспитал плеяду пианистов, многие из которых – лауреаты международных конкурсов, известные педагоги и профессора ведущих консерваторий в России и за рубежом. Он записал 22 виниловых пластинки, которые, к сожалению, в большей своей части не переведены в компакт-диски. Власенко основал Российское отделение европейской ассоциации педагогов фортепиано и Союз лауреатов конкурса Чайковского, которые возглавлял вплоть до самой смерти. Ему принадлежит идея проведения детского конкурса Чайковского, успешно воплощенная в жизнь. С 1999 года в австралийском городе Брисбене каждые два года проводится Национальный конкурс пианистов им. Льва Власенко, основанный его учениками Натальей Власенко и Олегом Степановым; председателем жюри первого конкурса довелось быть мне.
В Москве в стенах детской музыкальной школы № 73 им. Л.Н.Власенко только что завершился ежегодный Детский музыкальный конкурс «Ступень к совершенству…» С этого года он также будет носить имя замечательного пианиста, моего друга Льва Власенко.
Профессор М.С.Воскресенский