Ответственность – это талант
№ 9 (1274), декабрь 2009
Чтобы музыковед стал профессиональным психологом – это большая редкость. Между тем, психология в ХХ столетии стала знамением века, а для теории искусств, в частности музыки, – той областью, без которой появилась опасность развиваться этой науке не навстречу человеку, а в сторону схоластики. Профессор Марина Сергеевна Старчеус в полную силу ведет свою «Психологию» в огромных группах-потоках, крепко держа внимание на лекциях и никого из этих широких масс не упуская на экзаменах. Но какого труда и воли стоило теоретику по музыкальной форме и полифонии переквалифицироваться в смежную специальность, не пройдя факультета психологии!
М. С. Старчеус окончила Белорусскую консерваторию и уже в аспирантуре (там же, под руководством В. В. Задерацкого) написала диссертацию комплексного музыковедческо-психологического характера – о фигуро-фоновых связях в музыке с показательным подзаголовком – «к проблеме направленности музыки на слушателя». Эта работа так и осталась до сих пор единственной о том, с чем все тотально имеют дело при восприятии музыки: слежением только за главным, с переведением побочного в фон.
В 1983 году, став сотрудником Проблемной лаборатории МГК, Марина Сергеевна продолжила вести начатый в Минске курс психологии, с 1991-го – уже на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов. Заинтересовавшись предметом, которого раньше у нас не было, я прослушала вместе со студентами полный курс и была восхищена и новейшей информацией, и американскими анкетами. Под ее руководством была защищена работа Д. Шендеровой о целостном образе в музыкально-творческом процессе (с использованием анкет молодых композиторов), и на защите госкомиссия так увлеклась новыми ракурсами, что начала обмениваться своими мыслями, забыв и про регламент, и… про защиту.
А Марина Сергеевна шла все дальше и дальше. Вот – семинар по гениальности в музыке совместно с ведущими пианистами нашей консерватории. А вот – совсем необычное: занявшись проблемой музыкальной терапии, она консультировала программу такого рода для одного из госпиталей Рязани. Но оказалось, что и в Московской консерватории люди нуждаются в решении личных психологических проблем. Студенты-исполнители стали приватно обращаться к ней за советами: как им быть в тех или иных ситуациях при занятиях на инструменте и в публичных выступлениях.
Расширением поля зрения стали выпуски под ее редакцией сборников «Homo musicus» (с 1994 г.) с совершенно свежими и неожиданными материалами. А в 2003 г. вышла ее книга «Слух музыканта». Естественно, М. С. Старчеус стала доктором наук – но не искусствоведения, а педагогических наук: диссертация посвящена слуху музыканта в психолого-педагогических аспектах (ведь еще Шенберг говорил: «Слух – весь разум музыканта»).
В работе кафедры МСМ Марина Сергеевна идеально точна и ответственна. К тому же, с ее строгим и широким мышлением, – «грозный судия»: уж если она «пропускает» какую-либо тему или текст, на ее мнение можно положиться.
Круглые даты всегда настигают неожиданно. Остается пожелать Марине Сергеевне – быть по-прежнему Не-Старчеус!
Профессор В. Н. Холопова,
зав. кафедрой МСМ