Исполнительскому искусству посвящается
Не секрет, что между Петербургской и Московской консерваториями с самого их основания наблюдалось некоторое противостояние (это был своего рода частный случай давнего соперничества двух столиц России – старой и новой). Однако, вопреки артистической ревности, существовал постоянный (и для обеих сторон плодотворный!) обмен художественными и научными потенциалами. Потому знаменательным представляется событие, объединившее в декабре два ведущих музыкальных вуза страны – международная научная конференция «Исполнительские и педагогические концепции выдающихся музыкантов ХIХ-ХХ веков».
Еще в прошлом году заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории профессор В. П. Чинаев предложил провести этот форум совместно с кафедрой методики фортепианного исполнительства, педагогики и специализированного общего курса фортепиано Санкт-Петербургской консерватории (заведующий доцент Д. Н. Часовитин). Научным чтениям должна воспоследовать публикация сборников, основу которых составят тексты выступлений. А сами заседания охватили целых пять дней: 3-4 декабря в Санкт-Петербурге, 9-11 декабря в Москве.
Тема конференции была сформулирована весьма широко. Это предопределило и многообразие изучаемых явлений: музыкальное исполнительство и учебный процесс – традиции и современность; национальные исполнительские школы – их взаимовлияния, взаимодействие с педагогикой и с окружающей социальной средой; проблемы интерпретации музыкальных произведений в контексте художественных и исполнительских стилей; осмысление фактов теории и истории исполнительского искусства от ХVIII до ХХI века… Внимание исследователей было сосредоточено на творчестве музыкантов разных специальностей: дирижеров (Голованов, Маркевич, Плетнев), певцов (Дорлиак, Долуханова), пианистов, составивших славу отечественного фортепианного искусства – от Фильда, Рахманинова до их музыкальных потомков, ныне успешно развивающих традиции русского исполнительского искусства как в стенах Московской и Петербургской консерваторий, так и во многих странах мира.
Прошедшие научные чтения вызвали живейший интерес в академической среде. На заседаниях, проходивших в Петербургской и Московской консерваториях, выступили 55 музыкантов – некоторые с двумя сообщениями. Конференция собрала вместе коллег, принадлежащих к разным поколениям. В их числе и маститые ученые (например, патриарх в этой отрасли музыкознания профессор Л. Е. Гаккель), и молодые исследователи – аспиранты, соискатели из различных учебных заведений России и других стран – университетов, консерваторий, академий, вузов культуры и искусства… Многие доклады сопровождались музыкой, в том числе интереснейшими, редчайшими звукозаписями.
В тематике докладов недвусмысленно проявили себя объединяющие возможности традиций европейской музыки, проросших на русской почве и послуживших фундаментом отечественной музыкальной культуры. А жизненность русской музыкальной традиции и широту ее культурного поля подтвердили выступления бывших выпускников отечественных консерваторий, ныне работающих в вузах Армении, Казахстана, Латвии, Литвы. Для публикаций в планирующихся сборниках свои работы предоставили и наши соотечественники, ныне работающие в США.
Профессор М. В. Смирнова,
Санкт-Петербургская консерватория
Доцент Н. П. Толстых,
Московская консерватория
В наше время скупятся на слова поздравлений и стесняются превосходных степеней, сводя на один уровень события совершенно разного масштаба. В отношении международной научной конференции «Исполнительские и педагогические концепции выдающихся музыкантов XIX–XX века» хочется употребить эпитет «беспрецедентная». Во всяком случае, за последние четверть века трудно назвать подобную акцию, объединившую практически все ведущие вузы России, а также Латвии, Казахстана, Армении и, главное, воссоединившую Московскую и Санкт-Петербургскую консерватории. Подчеркнем: в каждом учебном заведении прошли свои пленарные заседания, причем большая часть докладов не дублировалась.
Что и говорить, тема была выбрана исключительно удачно: ведущим профессорам, исследователям разных поколений было предложено поразмышлять об исполнительской культуре в различных ипостасях – проблемы интерпретации и педагогические традиции, взятые как в теоретическом, так и в историческом ракурсах.
Актуальность конференции подтверждается уже тем фактом, что в ней было более 50 (!) участников. Только московская часть, к примеру, заняла полных три дня. Доклады группировались в блоки: «Московская пианистическая школа: от истоков к современности», «Петербургская фортепианная школа: актуальность традиции», «Вокальные, инструментальные, композиторские школы: прошлое и настоящее», «Дирижерское искусство XX века: русская традиция» и т. д.
Даже при простом перечислении бросается в глаза, что фокус внимания сосредоточился на оппозиции «прошлое-настоящее». Казалось бы, очевидная вещь: чтобы двигаться вперед, нужно знать и чтить традиции. Тем парадоксальнее оказался вывод, который невольно напрашивается по прослушивании докладов: традиция может быть не только стимулом, но и тормозящим фактором, возводящим «на щит» ложно понятый академизм и консервативность мышления. Все это с особой силой заявило о себе в докладе корифея ленинградской-петербургской музыковедческой школы, профессора Л. Гаккеля: «Советский пианизм: воспоминание и память».
В целом ряде сообщений (С. Грохотова, А. Меркулова, С. Заборина, Е. Сафоновой, Н. Лусе) ощущалась ностальгическая «нотка»: музыканты прошлого – такие как Гизекинг, Иоахим, Падеревский, Клара Шуман и др. – оказались ярче, чем так называемая «современность» последних 30-40 лет.
О настораживающих тенденциях в молодом исполнительском искусстве – проблеме конкурсной мании, ведущей к утрате подлинно художественных критериев (творчество подменяется «спортивными» достижениями), нивелировке критериев (вечное «ученичество», отсутствие ярких индивидуальностей) – был посвящен доклад профессора Л. Слуцкой (МГК).
Сильно прозвучал мотив артистического «инакомыслия» – как формы протеста, вызова отдельной личности социокультурной рутине. И в сообщении профессора В. Чинаева (МГК), рассматривавшего «авангардную» линию внутри академической концертности в лице Глена Гульда и Фридриха Гульды, и в докладах М. Дроздовой (РАМ имени Гнесиных) о Марии Юдиной и С. Денисова (СПб-консерватория) о школе Голубовской…
Перечислить все темы, повороты научной мысли в рамках газетной статьи, разумеется, невозможно. Однако важно, что на этом интеллектуальном пиршестве состоялся обмен идеями, мнениями, и даже кажется, что серьезный резонанс, вызванный конференцией, оказался в чем-то неожиданным для ее организаторов. Но ведь в этом и заключается глубинный смысл подобных проектов: дать импульс, обозначить направление исследовательской мысли, чтобы центробежные круги разошлись как можно шире и дальше. Судя по всему, эту задачу, как и попытку консолидации творческих сил, возрождения единого культурного пространства на постсоветской территории, конференция выполнила блестяще.
Доцент Е. Д. Кривицкая,
Московская консерватория
Фото Ф. Софронова и А. Штром