Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Исполнительскому искусству посвящается

 № 1 (1275), январь 2010

Не секрет, что между Петербургской и Московской консерваториями с самого их основания наблюдалось некоторое противостояние (это был своего рода частный случай давнего соперничества двух столиц России – старой и новой). Однако, вопреки артистической ревности, существовал постоянный (и для обеих сторон плодотворный!) обмен художественными и научными потенциалами. Потому знаменательным представляется событие, объединившее в декабре два ведущих музыкальных вуза страны – международная научная конференция «Исполнительские и педагогические концепции выдающихся музыкантов ХIХ-ХХ веков».  

Доц. Д. Н. Часовитин, Проф. В. П. Чинаев

Доц. Д. Н. Часовитин, Проф. В. П. Чинаев

Еще в прошлом году заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории профессор В. П. Чинаев предложил провести этот форум совместно с кафедрой методики фортепианного исполнительства, педагогики и специализированного общего курса фортепиано Санкт-Петербургской консерватории (заведующий доцент Д. Н. Часовитин). Научным чтениям должна воспоследовать публикация сборников, основу которых составят тексты выступлений. А сами заседания охватили целых пять дней: 3-4 декабря в Санкт-Петербурге, 9-11 декабря в Москве.

Тема конференции была сформулирована весьма широко. Это предопределило и многообразие изучаемых явлений: музыкальное исполнительство и учебный процесс – традиции и современность; национальные исполнительские школы – их взаимовлияния, взаимодействие с педагогикой и с окружающей социальной средой; проблемы интерпретации музыкальных произведений в контексте художественных и исполнительских стилей; осмысление фактов теории и истории исполнительского искусства от ХVIII до ХХI века… Внимание исследователей было сосредоточено на творчестве музыкантов разных специальностей: дирижеров (Голованов, Маркевич, Плетнев), певцов (Дорлиак, Долуханова), пианистов, составивших славу отечественного фортепианного искусства – от Фильда, Рахманинова до их музыкальных потомков, ныне успешно развивающих традиции русского исполнительского искусства как в стенах Московской и Петербургской консерваторий, так и во многих странах мира.

Проф. Л. Е. Гаккель

Проф. Л. Е. Гаккель

Прошедшие научные чтения вызвали живейший интерес в академической среде. На заседаниях, проходивших в Петербургской и Московской консерваториях, выступили 55 музыкантов – некоторые с двумя сообщениями. Конференция собрала вместе коллег, принадлежащих к разным поколениям. В их числе и маститые ученые (например, патриарх в этой отрасли музыкознания профессор Л. Е. Гаккель), и молодые исследователи – аспиранты, соискатели из различных учебных заведений России и других стран – университетов, консерваторий, академий, вузов культуры и искусства… Многие доклады сопровождались музыкой, в том числе интереснейшими, редчайшими звукозаписями.

В тематике докладов недвусмысленно проявили себя объединяющие возможности традиций европейской музыки, проросших на русской почве и послуживших фундаментом отечественной музыкальной культуры. А жизненность русской музыкальной традиции и широту ее культурного поля подтвердили выступления бывших выпускников отечественных консерваторий, ныне работающих в вузах Армении, Казахстана, Латвии, Литвы. Для публикаций в планирующихся сборниках свои работы предоставили и наши соотечественники, ныне работающие в США.

Конференция обнаружила несомненную актуальность проблем, связанных с историей и теорией исполнительского и педагогического искусства для музыкантов разных стран. Оживленные творческие дискуссии, которые разгорались после выступлений, свидетельствовали о глубокой заинтересованности аудитории. Научную весомость собрания прекрасно дополнила его великолепная организация. Прошедший форум стал наглядной демонстрацией больших творческих перспектив, которые открывает для науки дальнейшее сотрудничество старейших музыкальных вузов России.

Профессор М. В. Смирнова,
Санкт-Петербургская консерватория
Доцент Н. П. Толстых,
Московская консерватория

 

В наше время скупятся на слова поздравлений и стесняются превосходных степеней, сводя на один уровень события совершенно разного масштаба. В отношении международной научной конференции «Исполнительские и педагогические концепции выдающихся музыкантов XIX–XX века» хочется употребить эпитет «беспрецедентная». Во всяком случае, за последние четверть века трудно назвать подобную акцию, объединившую практически все ведущие вузы России, а также Латвии, Казахстана, Армении и, главное, воссоединившую Московскую и Санкт-Петербургскую консерватории. Подчеркнем: в каждом учебном заведении прошли свои пленарные заседания, причем большая часть докладов не дублировалась.

Чинаев2Что и говорить, тема была выбрана исключительно удачно: ведущим профессорам, исследователям разных поколений было предложено поразмышлять об исполнительской культуре в различных ипостасях – проблемы интерпретации и педагогические традиции, взятые как в теоретическом, так и в историческом ракурсах.

Актуальность конференции подтверждается уже тем фактом, что в ней было более 50 (!) участников. Только московская часть, к примеру, заняла полных три дня. Доклады группировались в блоки: «Московская пианистическая школа: от истоков к современности», «Петербургская фортепианная школа: актуальность традиции», «Вокальные, инструментальные, композиторские школы: прошлое и настоящее», «Дирижерское искусство XX века: русская традиция» и т. д.

Даже при простом перечислении бросается в глаза, что фокус внимания сосредоточился на оппозиции «прошлое-настоящее». Казалось бы, очевидная вещь: чтобы двигаться вперед, нужно знать и чтить традиции. Тем парадоксальнее оказался вывод, который невольно напрашивается по прослушивании докладов: традиция может быть не только стимулом, но и тормозящим фактором, возводящим «на щит» ложно понятый академизм и консервативность мышления. Все это с особой силой заявило о себе в докладе корифея ленинградской-петербургской музыковедческой школы, профессора Л. Гаккеля: «Советский пианизм: воспоминание и память».

В целом ряде сообщений (С. Грохотова, А. Меркулова, С. Заборина, Е. Сафоновой, Н. Лусе) ощущалась ностальгическая «нотка»: музыканты прошлого – такие как Гизекинг, Иоахим, Падеревский, Клара Шуман и др. – оказались ярче, чем так называемая «современность» последних 30-40 лет.

О настораживающих тенденциях в молодом исполнительском искусстве – проблеме конкурсной мании, ведущей к утрате подлинно художественных критериев (творчество подменяется «спортивными» достижениями), нивелировке критериев (вечное «ученичество», отсутствие ярких индивидуальностей) – был посвящен доклад профессора Л. Слуцкой (МГК).

Сильно прозвучал мотив артистического «инакомыслия» – как формы протеста, вызова отдельной личности социокультурной рутине. И в сообщении профессора В. Чинаева (МГК), рассматривавшего «авангардную» линию внутри академической концертности в лице Глена Гульда и Фридриха Гульды, и в докладах М. Дроздовой (РАМ имени Гнесиных) о Марии Юдиной и С. Денисова (СПб-консерватория) о школе Голубовской…

Перечислить все темы, повороты научной мысли в рамках газетной статьи, разумеется, невозможно. Однако важно, что на этом интеллектуальном пиршестве состоялся обмен идеями, мнениями, и даже кажется, что серьезный резонанс, вызванный конференцией, оказался в чем-то неожиданным для ее организаторов. Но ведь в этом и заключается глубинный смысл подобных проектов: дать импульс, обозначить направление исследовательской мысли, чтобы центробежные круги разошлись как можно шире и дальше. Судя по всему, эту задачу, как и попытку консолидации творческих сил, возрождения единого культурного пространства на постсоветской территории, конференция выполнила блестяще.

Доцент Е. Д. Кривицкая,
Московская консерватория

Фото Ф. Софронова и А. Штром

Поделиться ссылкой: