Лики истории
Публикация новых источников, возвращение забытых имен может показаться сегодня довольно обычным явлением, когда, казалось бы, многое уже изучено и открыто. Однако, знакомясь с монументальным 620-страничным альманахом «Наследие: русская музыка – мировая культура», понимаешь, насколько это ощущение обманчиво и неосновательно. Новизна, масштаб поставленных научных задач и уровень их выполнения в этой «малой энциклопедии» русской музыки XVIII–XX веков превосходят привычные ожидания и заставляют заново пережить феномен ее истории во всей его полноте и многообразии, как нечто сложное, противоречивое и в то же время бесконечно увлекательное.
Созданная коллективом из сорока двух авторов – ведущими специалистами музыкально-научных центров России и ближнего зарубежья, эта книга призвана, по словам ее составителей Е. С. Власовой и Е. Г. Сорокиной, объединить усилия в поиске и введении в научный обиход открытий, находок и новых исторических концепций, являющихся результатом непрекращающейся исследовательской работы музыковедов-архивистов. Пристальное внимание к невостребованному, незаслуженно забытому, сознательно искаженному заставляет авторов выйти за рамки чисто музыковедческих штудий в область социологии и политической истории: «Без учета социальной составляющей правдивую и честную музыкальную историю ХХ столетия вряд ли возможно написать», – справедливо отмечают составители. И с ними трудно не согласиться.
Опубликованные в книге материалы из архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Харькова, Вены, Праги, Киева и Вашингтона содержат ранее неизвестные факты из творческих биографий практически всех русских классиков – от Бортнянского до Шостаковича, а также музыкальных деятелей, в течение долгого времени вычеркнутых из истории, например, меценатов и августейших покровителей музыкального искусства в царской России, художников и философов, покинувших нашу страну после революции 1917 года.
По своим временным рамкам издание охватывает более двух веков отечественной истории – от «блестящего века Екатерины» до 70-х годов ХХ столетия. В нем нет строгого следования хронологическому принципу. Композиция альманаха включает семь разделов: 1) Русская музыка – мировая культура; 2) Мифология истории; 3) Н. А. Римский-Корсаков и ХХ век; 4) На переломе времен; 5) Великие современники; 6) Из истории Московской консерватории; 7) Размышления на фоне века. В рамках каждого из них соседствуют персоны и реалии самых разных эпох. Полифоничность концепции вдвойне интересна для читателя, привыкшего прослеживать не лежащие на поверхности пространственно-временные связи. Центральное место в сборнике занимают проблемы переломных и драматичных периодов в истории, когда «новая эпоха подчас агрессивно гонит старую с исторической сцены», при том что «творческие потенции прежней эпохи еще не вполне исчерпаны».
Особо следует отметить оформление книги: нестандартный формат, твердый переплет с живописным изображением имения князей Трубецких (своего рода загородной резиденции Московского отделения Русского музыкального общества); превосходного качества цветные вклейки. И, наконец, ее неотъемлемой частью и достоинством является именной указатель.
В названии «Наследие: русская музыка – мировая культура» отражено естественное представление о русской музыке как органичной части общемирового искусства. Это первый выпуск планируемой одноименной серии трудов, посвященной проблемам истории русской музыкальной культуры, и он, безусловно, удался. Книга заслуживает самого пристального внимания не только со стороны музыкантов, но и всех, кто интересуется историей России. Можно не сомневаться, что она найдет отклик в самых разных читательских кругах.
Старший научный сотрудник МГК
Г. А. Моисеев