Средство воспитания музыканта
№ 4 (1278), апрель 2010
Международный конкурс камерных ансамблей и струнных квартетов имени Н. Г. Рубинштейна прошел с 22 по 28 марта 2010 года в Малом зале Московской консерватории. Посвященный 175-летию со дня рождения Николая Григорьевича Рубинштейна конкурс – дань памяти выдающемуся пианисту, дирижеру, музыкально-общественному деятелю и педагогу, основателю и первому директору Московской консерватории.
К конкурсным испытаниям были допущены 16 камерных ансамблей: 4 фортепианных дуэта, 5 ансамблей с участием фортепиано и 6 струнных квартетов. Среди ансамблистов были музыканты со всего мира: Италия, Казахстан, Белоруссия, Япония и, конечно, многие города России. Самому молодому участнику конкурса 17 лет.
Три тура соревнований выявили сильнейших. Первую премию получил фортепианный дуэт из Италии (Франческо и Винченцо де Стефано). Вторую разделили два струнных квартета Московской консерватории – им. Янкелевича (Илья Гайсин, Лев Иомдин, Михаил Рудой, Евгений Румянцев) и «GENEROSO» (Аяко Танабе, Марина Жук, Армен Назарян, Пак Чул Гын). Третья присуждена также консерваторскому фортепианному трио (Анна Тамаркина, Зинаида Левченко, Дмитрий Волков). Диплома конкурса удостоилось фортепианное трио «АЛМАТЫ» из Казахстана (Сергей Ким, Динара Базарбаева, Таир Каратаев).
В рамках программы конкурса в Овальном зале Музея имени Н. Г. Рубинштейна прошла международная научная конференция, посвященная юбилею великого музыканта.
На пресс-конференции, предшествовавшей конкурсным состязаниям, на вопросы присутствующих ответили мастера камерно-ансамблевого музицирования: ведущий пресс-конференцию профессор А. З. Бондурянский (А Б.), председатель жюри конкурса профессор Т. А. Алиханов, (Т. А.), члены жюри – ректор Казахской национальной консерватории профессор Жания Аубакирова (Ж. А.), профессор Литовской академии музыки и театра Аугустинас Василяускас (А. В.), профессор Е. Г. Сорокина (Е. С.).
Конкурс камерных ансамблей имени Рубинштейна появился сравнительно недавно. Расскажите, пожалуйста, как все начиналось?
А. Б. Идея конкурса вызревала уже давно. На мое предложение организовать конкурс на премию А. Рубинштейна откликнулась кафедра камерного ансамбля под руководительством Т. А. Алиханова. Сейчас это престижный проект международного класса с представительным жюри из разных стран. Примечательно, что конкурс полностью финансируется Московской консерваторией, мы не связаны ни со спонсорами, ни с Министерством культуры.
Т. А. Мы старались, чтобы в этом конкурсе личность Николая Григорьевича была отражена. Ансамблевый акцент в его творчестве повлиял на особенности конкурса.
В последнее время интерес к камерной музыке особенно возрос. С чем это связано?
Е. С. Действительно, вторая половина ХХ века – это движение к камерности. История музыки словно возвращается на новом витке спирали к камерному музицированию.
Т. А. Обращение к настоящей, серьезной, глубокой музыке неизбежно привело к пристальному интересу к камерной музыке. Это самое сокровенное, драгоценное, интимное, идущее от сердца к сердцу искусство.
А. Б. В последнее время среди молодежи интенсивно наблюдается тяга к сотворчеству. Совместное музицирование – очень отрадное явление и большая радость.
На конкурс было подано 22 заявки, количество участников – не более 20 ансамблей. Это очень мало по сравнению с конкурсом имени П. И. Чайковского, на котором к участию в первом туре допускаются не менее 30 пианистов, 25 скрипачей, 25 виолончелистов и 40 певцов (20 мужчин и 20 женщин).
Ж. А. У кого-то может создаваться такое впечатление, что небольшое количество участников – признак нерентабельности и непрестижности конкурса. Но это не так. Камерное музицирование – это нелегко, к такому конкурсу не подготовишься за месяц. Люди работают десятилетиями и не могут решиться выступить на таком конкурсе. Поэтому 20 человек для такого конкурса – уже очень много!
Т. А. Заявок было не много, потому что камерное исполнительство – это слишком рафинированное и тонкое искусство, чтобы сюда ломились полчища.
Какие цели ставит перед собой конкурс имени Н. Г. Рубинштейна?
Т. А. Выявить талантливую молодежь, дать ей возможность выйти к слушателю, помочь профессиональному становлению юных музыкантов.
А. В. Камерное исполнительство дает намного больше духовного, чем когда музыкант стоит на стадионе перед многотысячной толпой и кричит в микрофон. Тут не важно, станет ли участник лауреатом, важно, что он играл камерную музыку, и уже в этом он – победитель над массовой культурой, которая бьет по голове вовсю.
А. Б. Цель – приобщение молодежи к сокровищнице камерного ансамбля, новый уровень исполнительского мастерства, даже воспитание чисто человеческих качеств. Люди в ансамбле перестают быть эгоистами, они заинтересованы в общем деле. Недаром говорил А. Бородин: «Камерная музыка – лучшее средство воспитания музыканта».
Татьяна Сварицевич,
студентка III курса ИТФ