Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Сказать свое веское слово

№ 6 (1280), сентябрь 2010

Общеизвестно, что возраст – явление совсем не паспортное. Иной молодой человек и рожден-то с психологией старческой. Но мировая культура, и отечественная в том числе, дают примеры исключительного творческого долголетия. В нашей Alma mater истинное восхищение вызывает творческая активность В. К. Мержанова, К. С. Хачатуряна, так и не вступивших на стезю спокойного пенсионного существования. Кстати, как и несравненный «Учитель танцев», Владимир Зельдин. А какое исключительное творческое долголетие было даровано Б. Покровскому, И. Моисееву, С. Образцову!..

Хачатурян4Карэн Суренович Хачатурян сегодня – я это наблюдаю с удовлетворением – в положенные консерваторские дни появляется всегда в прекрасной форме. Внешне ничего не изменилось – проходит в свой 32-й класс к ученикам, и начинаются занятия предметом, который Карэн Суренович не просто любит – он дарован ему Богом! Свои глубокие познания Учитель передает многим поколениям молодых музыкантов.

Выход на путь самобытного творчества Карэн Хачатурян совершил давно, много более шестидесяти лет назад. Первое крупное сочинение, Сонату для скрипки и фортепиано, студент Московской консерватории играл вместе со своим соучеником, Леонидом Коганом. Тогда шел июль 1947 г.: на Первом всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге молодому композитору была присуждена первая премия. Сказать, что с тех пор сделано много, значит не сказать ничего. Практически ни один музыкальный жанр не остался без внимания, плодовитый мастер активно высказывался и в сфере инструментализма (симфонии, сюиты, увертюры, концерты, камерные сочинения), и в области вокально-симфонических композиций. Особое звено составили театр (драматический и музыкальный) и кинематограф.


За длительную жизнь в культуре судьба даровала Карэну Суреновичу исключительную возможность уникального творческого и человеческого общения. В числе педагогов К. Хачатуряна – Мясковский и Шостакович, в ряду духовных наставников – Прокофьев и Стравинский. Если «главной партией» жизни музыканта всегда было и остается творчество, то в качестве «побочной», однако очень знаковой, выступила педагогика. Чародей оркестра, К. Хачатурян передает многим поколениям музыкантов свое удивительное слышание и знание оркестра. Органически восприняв наставническую миссию педагога, К. Хачатурян так отзывается о своих учителях: «Больше всего я признателен судьбе за то, что встретился в жизни с такими замечательными людьми и музыкантами, как Д. Д. Шостакович и Н. Я. Мясковский. Им я обязан тем, что стал композитором. У них в классе я приобрел уверенность в своих силах, опыт, кругозор. Их жизнь, беззаветно отданная родному искусству, всегда являлась и является для меня примером».

Генетический код рода Хачатурянов настолько мощен, что его хватало на разные поколения. Три брата – Сурен, Левон и Арам – связали свою деятельность с разными областями культуры. Сурен, отец Карэна, страстно увлекался театром, со дня основания работал в Первой студии Художественного театра, был организатором Армянской студии, режиссировал в детском театре. Левон был выдающимся певцом (его сын Эммин – дирижер, много работавший в кинематографе). О младшем брате, Араме, начавшем свой профессиональный путь в семье старшего брата, Сурена, сказать лучше, чем Б. Асафьев, пожалуй, невозможно: «Это, прежде всего, пир музыки… Это Рубенс нашей музыки, но Рубенс восточных сказок, потому что Хачатурян – музыкант из стран дивных красочных поэм и прекрасных узорчатых мелодий».

Музыка Арама и общение с ним, очень близкое, не могло не оказать воздействия на молодого Карэна. В его сочинениях порой ощущается легкий ориентальный оттенок, который окрашивает в неповторимые тона лирический тематизм композитора. Подчеркнем, однако, главное: К. Хачатурян не пошел в искусстве ни одним проторенным путем. Напротив. Сумел сказать свое веское слово – в творчестве, педагогике, в жизни Союза композиторов. Этот процесс продолжается исключительно плодотворно и, к счастью, не подвластен коррозии времени.

И нет ничего удивительного в том, что именно молодежный оркестр ЦМШ совсем недавно сыграл и записал Вторую и Третью симфонии К. Хачатуряна, его Виолончельный концерт. Успех сочинений и его интерпретаторов (дирижер А. Якупов) был настолько ярким, что Ивановская филармония пригласила композитора вместе с исполнителями к себе. Концерт превратился в чествование Мастера с участием губернатора области и других высоких лиц.

Хочется и нам, консерваторцам, в дни 90-летнего юбилея замечательного музыканта признаться ему в любви.

Профессор Е. Б. Долинская

Поделиться ссылкой: