Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Не зря мы работаем!

№ 6 (1280), сентябрь 2010

Государственный экзамен выпускников дирижерско-хорового отделения меньше всего напоминал строгое испытание, которому подвергается любой дипломник вуза. Скорее выступления молодых музыкантов были похожи на большой праздничный концерт: цветы, восторженные рукоплескания после каждого номера, улыбки друзей и горячее одобрение зала – такой была атмосфера в Рахманиновском на протяжении трех дней – 1, 3 и 4 июня.

Программа была построена как всегда изобретательно. Поистине огромен оказался стилевой диапазон произведений: от сочинений Баха и Генделя к Гайдну и Россини, от музыки Регера к произведениям Дюруфле, Пуленка, Воана-Уильямса, Орфа и Шимановского; от Архангельского, А. Рубинштейна и Чеснокова – к бессмертным опусам Рахманинова, Мясковского, Гречанинова, Трубачева, Шапорина, Прокофьева, Стравинского, Шнитке, Свиридова… В репертуаре хора (руководитель – декан Дирижерского факультета, зав. кафедрой хорового дирижирования проф. С. С. Калинин) были и сочинения наших современников, ныне здравствующих отечественных композиторов – Ю. Буцко и А. Киселева, а также их зарубежных коллег. Венцом мероприятия стала «Патетическая оратория» Свиридова. К несомненной удаче следует отнести исполнение хором «Kyrie» из Мессы си минор Баха, «Praelusio» из «Catulli Carmina» Орфа, кантаты «Свадебные песни» Буцко и «Трех старинных песен Курской губернии» Свиридова.

Несмотря на сложность и разнообразие исполняемых произведений, все прошло без сучка и задоринки (а если и были небольшие накладки, то о них знали лишь сами участники), молодые хормейстеры показали себя как настоящие профессионалы. Хор продемонстрировал отменную дисциплину и великолепные певческие навыки, особенно в исполнении музыки ХХ века a cappella – сочинениях Д. Орбана и К. Пендерецкого, В. Мишкиниса и В. Тормиса, сложных как в интонационном, так и в ритмическом отношении. Острые диссонантные сочетания, атональность, кластеры и полиритмия, скандирование и скороговорка, филигранное пианиссимо и взрывы громогласного форте – казалось, для этого коллектива не было ничего невозможного!

Обращение к кантатно-ораториальному жанру потребовало привлечения дополнительных творческих ресурсов – струнного квинтета и ансамбля ударных. В роли солистов в основном выступали сами дирижеры – А. Миклашевич, Т. Кокорева, И. Волосовцева, Т. Коробкова, И. Спельник, С. Майский, А. Волков, Л. Ерюткина, Т. Абраменко, А. Парфенова и, конечно же, блистательный А. Зараев.

«Хор Московской консерватории – уникальное явление во всем мире, и сегодня вы показали очень высокий, талантливый уровень… Прекрасны были хор, ансамбли и вокальная сторона», – отметил глава экзаменационной комиссии, ректор Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского проф. В. И. Рожок. Для лучшего ознакомления украинских студентов с русской музыкой, а русских – с украинской он предложил в сентябре провести мастер-класс Москва – Киев.

В заключение молодые дирижеры обратились к своим педагогам с благодарственным словом, наградив их дружными аплодисментами и спев напоследок «Многая лета». «Сегодня наши сердца, – сказал декан Дирижерского факультета проф. С. С. Калинин, – переполнены радостью: не зря мы работаем!»

Собкор «РМ»

Поделиться ссылкой: