Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Многоликая панорама

№ 9 (1247), декабрь 2006

KnigaKosachevojНе секрет, что новые балеты наших современников появляются все реже и реже на театральных подмостках. Тем важнее выход к 140-летию Московской консерватории новой «Антологии музыкального театра московских композиторов (вторая половина ХХ века)» – совместной работы кафедр истории и теории музыки и музыкально-сценических искусств РАТИ (ГИТИС) и кафедры современной музыки МГК (автор проекта и ответственный редактор – доктор искусствоведения Р. Г. Косачева). Представленная ретроспектива способствует осознанию опыта предыдущих композиторских поколений, позволяет делать выводы о путях развития жанра в ХХ веке.

Известно, что сценическая судьба трех балетов Д. Шостаковича сложилась неудачно. Их подлинное открытие произошло лишь в наше время благодаря хореографическому прочтению выдающегося балетмейстера Ю. Григоровича («Золотой век»). Далее к процессу возрождения балетов великого мастера подключился и яркий хореограф нашего времени – Д. Ратманский («Светлый ручей», «Болт»). Именно эти балетные произведения, о которых пишут Р. Косачева и С. Наборщикова, представлены в начальном разделе книги.
Искания хореграфов во многом стимулировали рождение новых балетов в отечественном музыкально-хореографическом искусстве второй половины ХХ века. В рассматриваемом издании представлено около двадцати таких композиторских имен, назову лишь некоторые из них: это и маститые Т. Хренников, С. Баласанян, Р. Щедрин, А. Эшпай, К. Молчанов, а также плеяда их современников, последователей, учеников – К. Хачатурян, Н. Каретников, А. Шнитке, А. Чайковский, В. Кикта, В. Казенин, М. Броннер, В. Беседина и др. Основные тенденции развития «московского» балета отражены в содержательных статьях музыковедов А. Алексеевой, А. Богдановой, Г. Григорьевой, Е. Куриленко, Т. Курышевой, Е. Николаевой.

Специальный раздел отведен новым формам современного музыкального театра. Открывает его «Театр звука» А. Бакши. Сам композитор определяет его как «пространство диалога между музыкой и драмой, музыкой и живописью». По аналогии с «петербургским романом» Ф. Достоевского автор статьи Т. Егорова называет оперу Э. Артемьева «Преступление и наказание» «петербургской». «Игрой в оперу» именует А. Баева музыкально-сценические сочинения В. Тарнопольского. Об уникальном для отечественной музыкальной сцены жанре – мини-опере А. Семенова пишет Ф. Софронов. Своеобразный жанровый микст представляет «Белая бабочка Йокко» В. Галутвы – моноопера с балетом рук и вееров.

Особое место отведено ленинградскому композитору Л. Десятникову в связи с громким скандалом постановки в Большом театре его оперы «Дети Розенталя». Сочинение, по мнению автора статьи К. Мелик-Пашаевой, несмотря на свой эпатаж все же утверждает «безвозвратно ушедший оперный ХIХ век».

В заключительном разделе «Композиторы размышляют» интересными соображениями о жизни и искусстве делятся оперный композитор А. Кулыгин в беседе с Е. Николаевой и В. Беседина, автор балетов «Суламифь» и «Цирк приехал!»

Профессор Ю. А. Розанова

Поделиться ссылкой: