Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Музыкальный роман

№ 7 (1245), октябрь 2006

0286100-летний юбилей Д. Д. Шостаковича, широко отмечающийся в мире, во многом повлиял на репертуарную афишу открывшегося концертного сезона. Слушателям представлена редкая возможность охватить творчество классика ХХ века во всем жанровом многообразии и развитии стиля. Своего рода антологией камерно-инструментального ансамбля Шостаковича стала и программа «Московского трио», исполненная в Малом зале консерватории: Александр Бондурянский (фортепиано), Владимир Иванов (скрипка) и Михаил Уткин (виолончель) представили 45-летний «срез» камерно-инструментального творчества композитора – от Первого фортепианного трио (1923) до Скрипичной сонаты (1968).

До начала 80-х годов принято было считать, что у Шостаковича только одно струнное трио – знаменитый опус 67, посвященный памяти друга И. И. Соллертинского. О юношеском сочинении композитора знали немногие. Шостакович при жизни так и не опубликовал свою работу, написанную еще в годы обучения в Ленинградской консерватории. В 1981 году ее исполнило и записало именно «Московское трио», и с тех пор юношеское Трио в постоянном репертуаре ансамбля. От существующей записи концертная интерпретация отличалась подчеркнутым вниманием к драматическим деталям. В результате кульминация одночастного опуса прозвучала как настоящее лирическое откровение.

Соседство в программе романтически «теплого» юношеского Трио с Сонатой для скрипки и фортепиано дало поразительный эмоциональный эффект. Скрипичная соната – образец «позднего стиля» Шостаковича, такой же, как блоковский цикл, Четырнадцатая и Пятнадцатая симфонии, последние квартеты. Шостакович посвятил сонату Д. Ф. Ойстраху, артисту и другу, которого неизменно называл «великим музыкантом» и для которого написал также оба своих скрипичных концерта. Но соната в не меньшей степени автобиографична. Тема «ухода», «прощания», трагический накал этой музыки были обострены в сопоставлении с напевной лирикой Трио. В. Иванов и А. Бондурянский подчеркнули столь важный для Шостаковича эффект пауз и столь любимый композитором прием тихих кульминационных зон, от чего трагическая экспрессия сочинения лишь выиграла.

Близкая по времени написания к «Леди Макбет Мценского уезда» Виолончельная соната открыла второе отделение вечера камерной музыки Шостаковича. Соната одно из самых популярных сочинений композитора, кстати, как и завершившее программу Второе трио памяти И. И. Соллертинского. Оба сочинения написаны с интервалом в 10 лет: соната – в 1934, трио – в 1944.

Как известно, исполнительское совершенство проявляется в деталях, в новой расстановке акцентов, в редком свойстве единого музыкального «дыхания», столь важном в ансамблевом исполнительстве, а в творчестве Шостаковича еще и в особом ощущении драматургической значимости финала. В интерпретации «Московского трио» помимо перечисленных качеств присутствовало еще одно – ясно прочувствованное слушателями представление об услышанном как о своего рода единой «книге жизни» – музыкальном романе, герой которого проходит свой путь от начала и до конца.

Доцент Е. С. Власова

Фотография Р. Гончарова

Поделиться ссылкой: