Разговор не для всех
№ 7 (1245), октябрь 2006
30 марта в Большом зале Московской консерватории Государственный Академический симфонический оркестр во главе с Марком Горенштейном впервые в Москве исполнил одно из последних произведений Родиона Щедрина – «Диалоги с Шостаковичем» для оркестра. Московская премьера этого сочинения прошла в рамках концерта, посвященного 100-летию со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Ранее оно прозвучало в аналогичном юбилейном концерте в Петербурге.
Родион Щедрин ныне – один из мэтров русской композиторской школы. Его произведения звучат по всему миру. При этом композитор не собирается почивать на лаврах – он по-прежнему много и интересно сочиняет, его по-прежнему влекут крупные замыслы, его идеи актуальны и в наше время. Ярким подтверждением всего этого стали его «Диалоги с Шостаковичем».
Необычен для Щедрина сам жанр, ведь в его творчестве до сего момента никаких «диалогов» не было. Чрезвычайно интересным является и выбор «собеседника» – Шостаковича. Не секрет, что Дмитрий Дмитриевич давно является одним из кумиров Родиона Константиновича. Одним словом, лично для меня на этом концерте была скрыта определенная интрига – о чем же «поговорили» два замечательных мастера русской школы на заре нового тысячелетия.
Сразу скажу, что «Диалоги…» оказались довольно сложным, в чем-то даже эзотерическим произведением. После первого прослушивания осталось много неясностей, даже тайн, и это, скорее, достоинство произведения, чем его недостаток. Пожалуй, Щедрин не сделал ни одного напрашивающегося в данном случае шага. Легче всего было бы, например, вставить в «Диалоги» несколько хорошо знакомых цитат из произведений Шостаковича и «откомментировать» их своим музыкальным языком. Столь же банальным шагом было бы, скажем, навязчивое повторение монограммы D-Es-C-H. Как мне представляется, главная заслуга Щедрина в том, что он сумел уйти от подобных решений.
Щедрин сумел создать стилистически цельное произведение, объединив в его рамках и стиль Шостаковича и свой собственный. Грани «высказываний», соответственно, стали гораздо менее явными, слышимыми. Порой сложно отдать себе отчет в том, воссоздает ли Щедрин «звукомир» Шостаковича, или же высказывается от первого лица. Из-за этого и возникает ощущение какой-то тайны. В итоге получился как бы диалог «не для всех».
Возможно, эта особая эзотеричность несколько негативно сказалась на реакции публики. Произведение было исполнено, на мой взгляд, безупречно, но прием был умеренно-теплым. Громкого успеха «Диалоги» не имели. Хотя у многих присутствовавших в зале осталось некоторое чувство недоумения от услышанного, мне это произведение показалось заслуживающим пристального внимания как исполнителей, так и исследователей. Надеюсь, что в будущем мы сможем еще не раз услышать «Диалоги» Щедрина, как и не заставят себя ждать «премьерные» исследования, посвященные этому произведению.
Михаил Лопатин,
студент IV курса