Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Три клапана трубы

№ 5 (1270), май 2009

Три клапана трубы,
Что нас объединяют, –
Бесценный дар судьбы,
Души диапазон!

В. Марголин

НовиковДля современных зарубежных трубачей давно стало нормой регулярное использование видовых инструментов в различных строях – как в сольной, так и в оркестровой практике. В программы конкурсов включаются старинные концерты с обязательным исполнением на видовых инструментах.

В России подобная практика, обучение которой не является обязательным, появилась совсем недавно. Ее энтузиастом, активно способствующим введению в учебный процесс труб разных строев, стал профессор В. А. Новиков.
Концерты класса проф. В. А. Новикова, на которых ученики разного возраста демонстрируют свое владение инструментами, от года к году вызывают все больший интерес. В его классе звучат как произведения отечественных и зарубежных композиторов, ставшие классикой – А. Гедике, В. Пескина, Н. Ракова, А. Пахмутовой, Й. Гайдна, И. Гуммеля, А. Онеггера, Дж. Энеску, П. Хиндемита, Г. Томази, – так и новые сочинения современных авторов, таких как Л. Лядова, К. Уманский, Д. Уильямс, Й. Туррин, А. Визутти и другие, – Вадим Алексеевич способствует пополнению и расширению трубного репертуара. Особенно заметным стал концерт, состоявшийся 14 февраля в Рахманиновском зале: молодые трубачи показали высокую профессиональную школу, блестяще исполнив произведения в оригинале на тех инструментах, для которых они были написаны.

Вначале прозвучал Концерт А. Вивальди ре мажор для двух труб, который сыграли А. Корнильев (на фото) и Г. Плескач (артисты оркестров Большого театра и ГАСО). Кроме трудностей исполнения в верхнем регистре, этот Концерт сложен в ансамблевом плане: две трубы, вступая в диалог друг с другом, должны сливаться по тембру, динамике и штриху, что, безусловно, является признаком высокого профессионализма (не говоря уже о мастерстве игры на трубе-пикколо, которую принято использовать в данном сочинении, и понимании стилистики барочной музыки).

Ярко выступили студенты консерватории: М. Фатькин (работает в ГАСО) исполнил Концерт С. Леончик для трубы в строе «C», показав великолепное владение звуком и техникой; а С. Косицын (работает в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко) – давно не исполнявшийся Концерт З. Кржижека. Музыкантами с хорошей перспективой проявили себя и учащиеся ЦССМШ, где В. А. Новиков начал преподавать в 2005 году и за такой короткий период подготовил прекрасных молодых исполнителей. А. Свиридов виртуозно исполнил Фантазию на венгерские темы В. Баха, а М. Гайдук блестяще сыграл на трубе-пикколо сложнейший Концерт ре мажор Г. Ф. Телемана, который часто включается в обязательную программу многих международных конкурсов. «Его игра сравнима с аудиозаписями лучших зарубежных трубачей. Подобного исполнения этого сочинения на эстраде мне не приходилось слышать. Это был самый яркий номер классного вечера», – сказал профессор после концерта.

Ученики Вадима Алексеевича стали полноправными участниками и смешанных концертов. Так, в 2006 году на Юбилейном вечере композитора Л. Лядовой в Большом зале консерватории А. Карташев исполнил ее «Каприс» – новое сочинение для трубы, А. Корнильев представил вниманию публики свою трактовку Концерта для трубы с оркестром А. Пахмутовой, а в 2008 году на органном фестивале, посвященном А. Гедике, – «Прелюдию» этого композитора для трубы с органом. Тот же А. Корнильев с учащимся ЦМШ М. Гайдуком прекрасно сыграли двойной Концерт А. Вивальди в сопровождении камерного оркестра Э. Грача.

Профессор В. А. Новиков не стоит на месте. Он постоянно обновляет репертуар, расширяет инструментарий, способствуя повышению исполнительского уровня отечественных музыкантов и укрепляя позиции нашей школы в мире. Уже сегодня у Вадима Алексеевича готов план концертных выступлений своего класса в следующем учебном году. Надеемся, что молодые исполнители вновь порадуют любителей трубы красивой игрой!

Александр Карташев,
аспирант МГК

Поделиться ссылкой: