Томас Мартин в Москве
№ 5 (1270), май 2009
В начале апреля состоялось достаточно редкое и интересное событие: в столицу по инициативе профессора Л. В. Ракова приехал известный контрабасист Томас Мартин. Маэстро из Англии дал три открытых мастер-класса для московских контрабасистов.
Творческий портрет Т. Мартина достаточно многогранен. Музыкант был концертмейстером группы контрабасов Лондонского симфонического и камерного оркестров, работал в Канаде и Израиле. Маэстро часто выступает как солист и камерный исполнитель. Особый интерес музыкант проявляет к творческому наследию Дж. Боттезини, сочинения которого он переиграл в большом количестве, в том числе и ранее неизвестные. Т. Мартин много лет преподавал в лондонской Guildhall School of Music and Drams, где вел класс контрабаса. Музыкант проводит семинары и мастер-классы в Европе и США, а также участвует в качестве члена жюри в международных контрабасовых конкурсах. В частности, он был членом жюри первого и второго конкурсов «памяти С. А. Кусевицкого», прошедших в Москве (1995) и Петербурге (2007). Разносторонний облик музыканта дополняет то, что Т. Мартин является профессиональным мастером, изготовившим большое количество инструментов превосходного качества.
Исторически сложилось, что практически все контрабасисты работают в оркестрах или ансамблях и совсем немногие могут найти время для творческой деятельности вне музыкальных коллективов. Нельзя не сказать и о том, что зарубежные контрабасисты, к сожалению, редко приезжают в Россию для проведения мастер-классов и сольных концертов. Чаще всего мы можем стать свидетелями их выступлений в составе гастролирующих у нас коллективов.
Все три мастер-класса прошли при большом количестве публики. Маэстро артистично выполнял свою роль, создав дружественную атмосферу с аудиторией. Мартин уделял много времени работе с каждым из учеников. В комментариях он достаточно детально освещал и наглядно, с инструментом в руках, демонстрировал как технические аспекты исполнительства, так и художественную составляющую произведений, стараясь раскрыть сущностное содержание всех прозвучавших сочинений. А это была далеко не простая задача, так как на мастер-классах исполнялась музыка различных стилей. Т. Мартин показал себя большим знатоком сочинений Дж. Боттезини, о тонкостях исполнения которых он рассказывал с большим энтузиазмом и вдохновением. Последний мастер-класс проходил с участием студентов Московской консерватории и РАМ им. Гнесиных. В его завершение прозвучали две пьесы в исполнении самого маэстро.
Выступления Томаса Мартина имели очень полезное значение для учащихся музыкальных вузов и училищ, так как они смогли принять участие в мастер-классах одного из выдающихся контрабасистов второй половины XX века. Хочется надеяться на то, что приезд Т. Мартина и других ведущих иностранных контрабасистов станет хорошей традицией.
Виктор Туганов,
аспирант Оркестрового факультета