Клуб молодых композиторов
№ 2 (1240), февраль 2006
Вот уже четвертый год композиторский факультет успешно проводит творческие встречи в рамках Клуба молодых композиторов, созданного в 2001 году по инициативе тогдашних студентов Армана Гущяна и Кузьмы Бодрова. За это время гостями Клуба стали видные отечественные композиторы — Р. Леденев, Ю. Буцко, Г. Канчели, В. Екимовский, Ю. Каспаров, В. Тарнопольский, В. Мартынов, Э. Артемьев и др. Приглашались и молодые — А. Сафронов, Д. Курляндский, А. Сюмак, Д. Габитова. Кроме творческих встреч (показа произведений, авторских комментариев и дальнейшего обсуждения) было организовано несколько мастер-классов, в частности, с Р. Щедриным и Ю. Буцко. Мастера прослушали студенческие работы и поделились личным композиторским опытом.
11 ноября состоялось очередное заседание Клуба с участием Юрия Сергеевича Каспарова, который уже был гостем молодых композиторов два года назад. На этот раз он выступил в новом статусе — как преподаватель кафедры инструментовки композиторского факультета, где долгие годы работал и его учитель Эдисон Васильевич Денисов.
Ю. Каспаров показал свои недавние сочинения: «Воздушные замки» (2003), «Символы Пикассо» (2003) и «Посвящение Онеггеру» (2005). Все произведения принадлежат разным жанрам, в них используются любопытные инструментальные составы. Например, «Замки» написаны для оркестра… флейт. Такой уникальный коллектив из 24 флейт самых диковинных разновидностей существует во Франции. Сочинение было заказано ансамблем Ива-Пьера Арто, выдающегося современного флейтиста-виртуоза, и с огромным успехом прозвучало год назад в Париже. Два других сочинения написаны для более традиционных составов. В пьесе «Посвящение Онеггеру», к 50-летию со дня смерти швейцарского композитора, задействованы два квартета (духовой и струнный), а также рояль. Подобное сочетание инструментов, по признанию автора, было выбрано по прагматическим причинам, его очень удобно использовать в поездках. Ведь помимо композиторской деятельности, Юрий Каспаров также очень активен на просветительском поприще. Он руководит одним из самых высокопрофессиональных ансамблей в России — Московским ансамблем современной музыки (МАСМ) при Союзе композиторов. Ансамбль был создан 15 лет назад по инициативе Э. Денисова и в настоящее время широко известен в России и за рубежом.
Музыка Ю. Каспарова прозвучала преимущественно в исполнении этого ансамбля. В процессе обсуждения были затронуты насущные для современных композиторов вопросы, в частности, о тонкостях подхода к инструментовке для оркестра и камерных составов, о роли компьютерных программ в нотной записи и при подготовке партитур и многие другие вопросы.
Встреча оказалась возможной благодаря деятельной поддержке декана факультета, проф. А. А. Коблякова, который курирует работу Клуба и помогает студентам познакомиться с творчеством старших коллег, известных современных композиторов, наладить личный контакт с ними, что, безусловно, крайне полезно. Такое общение открывает молодым музыкантам новые перспективы, дает мощный импульс их дальнейшему творческому росту. В планах Клуба — привлечение к сотрудничеству не только композиторов, но и исполнителей современной музыки, а также музыковедов. Так, 21 декабря состоялась встреча с И. А. Барсовой, посвященная судьбе Первой симфонии Г. Попова.
Идея молодежных творческих объединений всегда была очень актуальна. Например, еще некоторое время назад существовала молодежная комиссия при Союзе композиторов, которая на протяжении многих лет была самым неординарным подразделением союза. В консерватории тоже был опыт студенческого, правда, исследовательского творчества в виде НТСО — научно-творческого студенческого общества (среди студентов еще неразделенного теоретико-композиторского факультета). Кто знает, может быть, обращение к хорошо забытому прошлому на новом уровне и в более жизнестойкой форме продолжит уже заложенные традиции. И, возможно, даже даст свои, неожиданные плоды…
Марина Воинова