Путевые заметки музыканта
№ 8 (1238), декабрь 2005
В нашей удивительной стране возможно все. В этом приходиться убеждаться снова и снова, но каждый раз открытия эти становятся все более «чудными», то есть нелепыми с точки зрения человеческой логики. С нами происходит много интересного, иногда это истории с хорошим концом, иногда не очень. Об одном из последних случаев я и расскажу, опустив, разумеется, имена их участников и названия городов.
Итак, некий перспективный ансамбль молодых талантливых музыкантов готовится к выездному концерту в российском городе N. Готовится упорно, попутно обсуждая с приглашающей стороной детали предстоящей поездки: гонорар за концерт, проезд и проживание, питание, распорядок дня и т.д. Что может предложить российская среднестатистическая филармония или любая другая концертная организация активно концертирующему коллективу? Как выясняется, немногое.
Прежде всего, эта организация, по долгу службы обязанная приглашать и организовывать концерты классической музыки, озабочена покупкой самых дешевых проездных билетов. В лучшем случае это билеты в купе самого обычного поезда (о «фирменном» даже речи не идет), но чаще приглашающая сторона «заботится» о том, чтобы ансамбль хотя бы в одну сторону добирался в плацкартном вагоне. Наверное, не стоит объяснять, что такое «плацкарт» для музыканта. Играть концерт после ночи, проведенной в условиях нервного перенапряжения, а иначе невозможно назвать ночёвку в плацкартном вагоне, — вредить здоровью вдвойне.
Другой раз музыкантам вообще приходится ездить с пересадкой, опять же из-за экономии. Не всегда добропорядочная приглашающая сторона задумывается о покупке билетов заранее, прежде чем из касс исчезнет все более или менее приличное. И тут, надо сказать, дело доходит просто до абсурда: меня, гражданина Российской Федерации, «сажают» на украинский поезд. Такого рода составы бороздят просторы нашей страны в большом количестве и во всех направлениях. О качестве этих средств сообщения вообще умолчу. Доезжая до крупного железнодорожного узла, приходится ждать следующего поезда, уже российского, больше двух часов, и это — ночью! Конечно, о сне даже речи нет. В поезде «попутно» выясняется, что постельное белье музыкантам необходимо приобретать за свой счет, и музыканты вроде бы готовы идти на такие «жертвы» (хотя для студента это вопрос сложный: все-таки 60 рублей в один конец по состоянию на сентябрь 2005 года).
Приглашающие организации экономят и на других мелочах. Такое понятие, как трехразовое питание, вообще уходит в небытие. В этой связи вспоминается эпизод из всем известного произведения М. А. Булгакова о желательности принимать пищу организованно, в положенное время и в положенном месте. Все, что предлагают музыкантам организаторы гастролей, — получить в кассе 100 рублей суточных (по закону же студентам вообще положено лишь 50 рублей). Вопрос о том, как можно поесть хотя бы два раза на такую сумму в любом городе, крупном или малом, как правило, никого не интересует. В Москве на 100 рублей можно купить две шаурмы, в городах поменьше этой суммы хватит на обед, но не более того. Приходиться доплачивать из своих — голод не всегда способствует хорошему исполнению.
Ладно, если бы речь шла об единичных случаях, но это уже норма, и все с ней свыклись. Наиболее часто звучит утверждение, что общая экономическая ситуация не дает концертным организациям «развернуться» и создавать нормальные условия для музыкантов (хотя мы только и слышим о постоянных улучшениях). Чуть реже «крайней» в вопросах финансирования делают бухгалтерию. Последнее не лишено основания. Давно сложилось впечатление, что порой «распорядителем» денег (не в смысле, сколько давать, а, сколько не давать) является эта всеми уважаемая инстанция. Но бывают случаи и личного желания некоторых людей нажиться на музыкантах, да и государство не прочь откровенно залезть в наш карман.
С гонорара, который составляет в среднем от 500 до 1.000 рублей на человека, обязательно снимут налоги. Совершенно не объяснимый ЕСН (единый социальный налог), составляющий 22,8 процента. И «по умолчанию» еще 13 процентов, как бы идущие в пенсионный фонд. Поскольку проверить, куда они идут, я не могу, то и пишу «как бы», задавшись вопросом: почему страна отбирает у меня почти половину (в сумме) моего небольшого заработка? И как это соотносится со словами президента о «самых низких налогах в мире»? Разве я и другие музыканты заслужили такое обращение? И можно ли выжить в таких условиях музыканту? А еще кормить семью, помогать родителям??? Может быть, поймем, наконец, что нормальные люди никогда не согласятся жить и работать по правилам, установленным вне всякой логики, человеческой справедливости и честности?!
А коллегам я посоветую следующее:
1) требовать от приглашающей стороны составления договора, который включал бы подробный план пребывания в том или ином городе, с указанием времени приезда, встречи, завтрака, обеда, ужина, репетиции и т.д.
2) покупки заранее всех билетов (туда и обратно).
3) выплаты аванса (как гарантии, что вас не «кинут» в последний момент, сделав при этом красивые глаза).
4) оплаты всех мелких дорожных расходов (постельное белье, чай).
И пусть забота о том, как «провести» эти деньги, будет исключительно головной болью бухгалтерии, а не вашей. Находятся же деньги на совершенно изумительную графу «представительские расходы»…
Чтобы читатели не подумали, что я сгущаю краски, скажу: лично меня волнует аспект не столько денежный, сколько морально-этический. Можно ли возродить культуру в нашей стране при таком отношении к делу, при таком неуважении к музыканту, артисту, человеку образованному и культурному? Самое удивительное, что мы относимся к таким ситуациям и историям с юмором. Легко. И лишь становясь взрослее, понимаешь, в каком хаосе мы живем. А с хаосом надо бороться.
Святослав Голубенко