Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Впервые в России

№ 9 (1283), декабрь 2010

В Московской консерватории впервые в России состоялась масштабная международная конференция с докладами и концертами – «Густав Малер и музыкальная культура его времени». С 18 по 20 октября консерватория жила духом двух австрийских гениев: Густава Малера и Альбана Берга, отмечая, соответственно, 150 и 125 лет со дня их рождения. Успеху конференции мы обязаны двум исследователям творчества Малера: профессору И. А. Барсовой, которой принадлежит идея и первоначальный план, и доценту Д. Р. Петрову, воплотившему их в жизнь.

Конференция состояла из четырех секций: I. Г. Малер. Личность и творчество; II. Малер и его австрийские современники; III. Г. Малер и Россия; IV. А. Берг. К изучению жизни и творчества. Из российских исследователей выступили И. Барсова, Д. Петров, С. Савенко, Л. Кокорева, Н. Власова, Ю. Векслер, Е. Тараканова, Л. Ковнацкая, О. Бобрик, Б. Мукосей, С. Михеев, Е. Лагутина, Н. Дегтярева, Г. Анохина, А. Айнбиндер. Из зарубежных – Р. Кубик, Р. Старк-Фойт и К. Липпе из Вены, Д. Редепеннинг из Гейдельберга и Е. Смыка из Дрездена. Докладчики подняли многие до сих пор не известные материалы о деятельности Малера, в том числе и в России.

В программах трех концертов наряду с Малером были представлены его современники – Альбан Берг, Александр Цемлинский, а также Альма Малер. В первый вечер звучала камерная музыка Малера и Берга: дирижер С. Михеев с камерным оркестром объединения «Ampire Style» и солист В. Автомонов исполнили «Песни странствующего подмастерья» в переложении А. Шенберга, а второе отделение А. Любимов, Е. Петров, Ю. Полубелов, А. Михайленко, С. Малышев и М. Хаба посвятили музыке Берга. Во второй вечер Liederabend подарили слушателям С. Савенко и Ю. Полубелов. Третий вечер открылся мировой премьерой Скрипичного концерта Берга в переложении для скрипки и инструментального ансамбля Ф. Караева. А в заключение прозвучала Четвертая симфония Малера в переложении для сопрано и камерного ансамбля Э. Штайна в исполнении «Студии новой музыки» под управлением И. Дронова и солистов С. Савенко (сопрано) и С. Малышева (скрипка).

Специально для конференции был выпущен обширный буклет «Малер и Россия», а в фойе Малого зала расположилась небольшая выставка. Но самой долгожданной для всех стала презентация переизданной и дополненной знаменитой книги И. А. Барсовой «Симфонии Густава Малера» (1975), вышедшей в С.-Петербурге за месяц до начала конференции.

Павел Скороходов

Поделиться ссылкой: