«Простор для художественной мысли»
№ 1 (1284), январь 2011
В октябре 2010 года вышло в свет новое издание: «С. И. Танеев. Собрание духовных песнопений для хора без сопровождения» (сост., вступ. статья и комментарии Н. Ю. Плотниковой). Благодаря Фонду развития музыкальной культуры «Живоносный источник» появилось первое полное собрание духовной музыки замечательного русского композитора, созданной им в 1879-1890 годах.
Ранее духовные сочинения С. И. Танеева были рассредоточены в нескольких сборниках: в двух выпусках «Хоров без сопровождения» (1989, 1991), а также в издании «С. И. Танеев. Духовная музыка» (1999). Все эти издания стали библиографической редкостью. Вместе с тем интерес к духовной музыке композитора не угасает. Песнопения Танеева постепенно входят в репертуар церковных и светских хоров. В 1999 году Камерный хор Православного Свято-Тихоновского Богословского института (регент Евгений Тугаринов) записал диск «С. Танеев. Духовные песнопения». В 2006 году в рамках празднования 150-летия композитора в усадьбе Танеевых Демьяново (г. Клин) проводился I Общероссийский фестиваль-конкурс духовной музыки им. С. И. Танеева. В живом звучании песнопений Танеева ощущалось и мастерство воплощения музыкальной мысли, и тонкое понимание характера церковной музыки.
Первые работы С. И. Танеева в области духовной музыки появились в середине 1870-х годов в жанре духовного концерта, классические традиции которого были заложены Д. С. Бортнянским. Но уже в конце 70-х в духовной музыке Танеева начинается новый этап. Чутко уловив тенденции времени, композитор обращает пристальное внимание на древнерусские церковные распевы – знаменный, киевский, греческий, которые соответствовали духу православного Богослужения и обладали неповторимым национальным своеобразием. Начиная с двух песнопений «Всенощного бдения» (1879) Танеев пишет именно обработки, переложения для хора одноголосных мелодий церковных распевов (стоит подчеркнуть, что он обратился к этому жанру за два года до «Всенощного бдения» П. И. Чайковского и за четыре года до появления переложений Н. А. Римского-Корсакова).
Издание содержит 20 песнопений: как небольшие гармонизации распевов, так и развернутые полифонические композиции. С. И. Танеев – великий ученый, исследователь контрапункта строгого стиля, был убежден, что именно с контрапунктического способа обработки «начинается истинное искусство, богатство и бесконечное разнообразие форм, простор для художественной мысли». Освоив этот способ, русская музыка, «подобно западноевропейской, может дойти до высшей ступени развития». Идеи Танеева, учителя Гречанинова, Кастальского, Рахманинова, получили продолжение и развитие в их творчестве. Концепция обработки церковных распевов, выдвинутая С. И. Танеевым, оказалась весьма важной для судеб русской духовной музыки XX века.
Елена Шабшаевич