Живая традиция
№ 2 (1285), февраль 2011
Народная мудрость гласит: талантливый человек талантлив во всем. В очередной раз я убедилась в этом, прочтя небольшую книжку Андрея Семенова «Практические рекомендации по работе в фольклорной экспедиции» (Москва, 2010). Причем это не первый литературный труд А. Семенова, несколько лет назад издавшего интересную монографию о Геннадии Гладкове, своем учителе. Так, не зная автора, и подумаешь: энергичный музыковед активен в полевой работе фольклориста, да и современную музыку так называемого «третьего направления» знает не понаслышке…
Андрей Семенов окончил Композиторский факультет консерватории по классу профессора А. А. Николаева, затем ассистентуру-стажировку. Он заслуженный артист России, лауреат премии Правительства Москвы, множества композиторских конкурсов, отмечен премией «Золотая маска». Около 20 лет А. Семенов работает заведующим музыкальной частью Театра «Эрмитаж», сочетая это с аналогичной деятельностью в Театре Сатиры. Выступает он и в качестве драматического актера, дирижера-постановщика в оперных и драматических театрах. Помимо этого Андрей Семенов пишет музыку для театральных спектаклей, являясь автором семи опер, 30 мюзиклов и оперетт, 30 миниопер и других сочинений.
Новая книга А. Семенова имеет ряд привлекательных особенностей. Автор объясняет студентам не прикладной характер предмета «народное творчество». Раскрывая его сущностные качества, он с нежностью восхищается своими педагогами: «Работая в экспедициях под руководством Натальи Николаевны Гиляровой (дважды) и Вячеслава Михайловича Щурова (восемь раз), я имел возможность наблюдать общность и различие их методологии, учиться у них и их помощников и коллег нелегкому делу “добычи материала”, а также немаловажному процессу его оформления. <…> Наталья Николаевна перечеркивала десятки ошибок в моих расшифровках народных песен, несопоставимых по сложности задачи даже с трехголосными диктантами, которые, казалось бы, я на уроках сольфеджио писал неплохо. Выслушав мои скромные соображения по поводу анализа заданной песни, она соглашалась с моими словами, после чего добавляла к ним подлинный анализ, не уступавший знаменитым этюдам Мазеля…»
Книга призывает молодежь постоянно учиться у мэтров и в экспедиционной работе быть тщательным во всех ее деталях. Именно этой проблематике посвящены четыре основные главы, дающие практические рекомендации по подготовке поездки, началу работы, проведению сеансов и обработке материала. Но есть и еще две глубинные идеи, раскрытие которых можно считать сверхзадачей этого труда. Обращаясь с напутствием к молодым композиторам, А. Семенов развенчивает широко распространенную банальность о том, что композитор едет в экспедицию якобы для того, чтобы пополнить свой тематический багаж, включив записанные мелодии в собственное сочинение. Практика современных мастеров демонстрирует совершенно иное – умение работать на Словаре фольклора, используя его выразительные средства в альянсе с современными техниками композиции.
Читать книгу, написанную хорошим литературным языком, всегда приятно. Кроме того, по мнению автора, фольклорная деятельность, взывающая к сохранению великой части отечественной культуры, оказывает особое, оздоровляющее воздействие на человеческое сознание: «Меняясь сами, открывая для себя неизвестное и прекрасное искусство и мир народной жизни, мы изменяем и других людей…»
Профессор Е. Б. Долинская