Приобщиться к науке о музыке
№ 6 (1228), октябрь 2004
Десять лет назад в Московской консерватории впервые прошла весьма необычная научная конференция. От всех прочих музыковедческих заседаний она отличалась двумя характерными особенностями: тематикой, сконцентрированной исключительно на актуальных проблемах истории и теории гармонии и составом своих докладчиков, в роли которых выступили совсем молодые, начинающие исследователи — студенты историко-теоретического факультета второго курса. По замыслу главного инициатора и организатора конференции, Юрия Николаевича Холопова «MUSICA THEORICA» должна была стать не просто итоговым аккордом в разработке тем курсовых работ по гармонии. Студенты должны были продемонстрировать свои достижения в форме научных докладов, выступив перед своими педагогами, друзьями и коллегами.
13 марта 2004 года состоялась юбилейная, десятая такая студенческая конференция, она была посвящена памяти Юрия Николаевича. Диапазон тем как всегда впечатлил широтой охвата: от античности до наших дней. Значительная часть докладов была посвящена музыке ХХ века, заглядывая и в наступившее столетие (в частности проблемы электронной гармонии). По традиции выступил композитор с рассказом о собственной музыке. На этот раз это был профессор Московской консерватории В. Г. Тарнопольский с анализом своего сочинения «Чевенгур».
Хотелось бы отметить высокий уровень прозвучавших докладов студентов и большую работу, проделанную их руководителями (доц. М. И. Катунян, проф. И. К. Кузнецовым, преп. Г. И. Лыжовым, доц. Е. А. Николаевой, доц. Р. Л. Поспеловой, доц. Т. А. Старостиной, проф. В. С. Ценовой). Думаю, все пришедшие на конференцию ощутили подлинно научную атмосферу и дух молодого оптимизма.
Студенческие научные чтения были подхвачены 25 марта аспирантами Московской консерватории. Кажется глубоко символичным, что молодые исследователи решили продолжить традиции своего Учителя. Научное руководство и организацию обеих конференций осуществила профессор кафедры теории музыки Валерия Стефановна Ценова.
Аспирантские чтения были посвящены вопросам современного музыкального искусства, что нашло отражение в названии конференции — «Проблемы истории, теории, эстетики музыки ХХ века». Была широко затронута история русской музыки прошлого века, в частности проблема изданий сочинений А. Станчинского, современника Скрябина 1920-х годов, в контексте культурно-исторического и художественно-психологического строя эпохи (А. Комаров). Коснулись и художественно-смысловой роли музыкальных лексем в вокальных произведениях С. Губайдулиной (О. Чурикова). Теоретический блок составили доклады о метротектонических формах в музыке ХХ века после Г. Конюса (Е. Шкапа); канонах в творчестве А. Веберна (Е. Иванова); формах в творчестве Джона Кейджа (М. Переверзева, автор идеи аспирантских чтений) и музыкальной истории математической теории рядов (Е. Изотова).
Во второй части конференции нашли освещение вопросы истории современной зарубежной музыки. Прозвучали выступления монографического характера, посвященные отдельным сочинениям и композиторам: Шестой симфонии К. Нильсена (Н. Мамонтова), творчеству В. Рима (М. Гайкович), представителю Нового английского Возрождения У. Уолтону (А. Соловьев). Также были озвучены сообщения о материалах по современной нотации на Дармштадтских курсах Новой музыки (О. Пузько) и современной музыке Вьетнама (Хыонг Нгуен).
Надеемся, традиции научно-творческих отчетов студентов и аспирантов Московской консерватории будут иметь свое дальнейшее продолжение. Такие конференции очень полезны для молодых исследователей, которым необходима возможность высказаться и обсудить научные проблемы перед своими коллегами. Ведь творческое общение является неотъемлемой частью жизни музыковеда, ибо, по словам Боэций, это тот, кто «приобщился к науке о музыке».
Марина Воинова