Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Тепло костра

№ 5 (1227), сентябрь 2004

Известно, что музыка — искусство сложное. Его рыцари должны чуть не с младенчества денно и нощно трудиться, причем по преимуществу — в одиночестве. С раннего детства начинаются отборы на концерты, зачеты, экзамены, конкурсы… Отсюда — индивидуализм, соперничество, зависть, ревность, — словом, все, что мешает дружбе, общению, единению. Но, оказывается, стоит появиться одному человеку, чье сердце открыто миру и людям, зажечь костер и пригласить на него гостей, и все сразу изменится. Музыканты покинут свои дачи с роялями, оторвутся от занятий и домашних дел и с удовольствием придут на огонек. Именно так и произошло в Доме творчества композиторов «Руза» в августе этого года, а ранее происходило в композиторских поселках «Иваново», «Сортавала» — везде, где появлялся известный композитор и замечательный общественный деятель Григорий Самуилович Фрид, один из старейших выпускников Московской консерватории, прошедший дорогами Великой Отечественной войны.

Искусство вести беседу — быть может, еще сложнее, чем сочинять и исполнять музыку. Уметь найти тему, привлекательную для многих, интересно рассказывать, а главное — внимательно слушать, не перебивая собеседника, пытаясь понять его мысль, развить ее или вежливо, уважительно подискутировать, — всему этому можно было учиться на кострах у Фрида.

А ведь общество, собиравшееся там, было очень разным. Конечно, преобладали музыканты. К профессорам Московской консерватории — Л. Н. Наумову, Г. В. Крауклису, Г. И. Сальникову, присоединились их коллеги из Российской академии музыки, школы и училища им. Гнесиных — В. Э. Тропп, Т. А. Зеликман, Н. Л. Наумова, из Нижегородской консерватории — Т. Н. Левая и Б. С. Гецелев. Приехали в Рузу и пришли «на огонек» выпускники Московской консерватории, давно работающие в Италии (пианист Б. В. Петрушанский), Англии (композиторы Е. О. Фирсова и Д. Н. Смирнов), Японии (скрипач Г. Я. Фейгин и пианистка, выпускница РАМ им. Гнесиных Е. Д. Ашкенази). Вместе с музыкантами приходили их чада и домочадцы, в том числе и избравшие себе совсем иные профессии — врач и инженер, учитель и психолог, режиссер и сценарист. Но и им было интересно поговорить о Глинке и посвященных его 200-летию торжествах, о конкурсах со всеми их достижениями и бедами, о пользе и вреде мобильных телефонов. Здесь можно было рассказать о людях, встречи с которыми оставили след в памяти, посмеяться над занимательными историями, случавшимися с собеседниками в родительском доме, учебных аудиториях, на гастролях, киносъемках, в путешествиях, на фронте.

И хотя возраст присутствующих простирался от 10 месяцев до 90 лет, никто не вспоминал о конфликте поколений, о разнице менталитетов, о несопоставимости уровня жизни и прочих грустных вещах, разъединяющих людей. Тепло и уютно было всем у костра рядом с сердечным и мудрым человеком, каким всегда был и остается Г. С. Фрид.

Е. Л. Гуревич,
директор Музея им. Н. Г. Рубинштейна, МГК

Поделиться ссылкой: