Музыкальный дипломат консерватории
№ 3 (1286), март 2011
Широта и многогранность ее деятельности поражают воображение: дипломированный математик и музыковед, кандидат искусствоведения, член Ассоциации российских университетов по изучению США и Международной ассоциации музыкальных библиотек, обладатель многочисленных исследовательских стипендий и других заслуженных наград – профессор кафедры истории зарубежной музыки Светлана Юрьевна Сигида в первый день весны отметила свой юбилей.
Светлана Юрьевна владеет энциклопедическими знаниями в области американской культуры, а ее лекционные курсы и научные труды охватывают историю музыки США и Великобритании от XVII до XXI века. Сделав бесценный вклад в музыкальную американистику, она остается одним из самых «безосновательно скромных» профессоров консерватории.
Начало изучения истории музыки Северной Америки пришлось на «холодный» период в дипломатических, политических и культурных отношениях между СССР и США. С 1980 года Светлана Юрьевна стала своего рода «атташе по американской и британской музыке», ведя специальные курсы и с конца 1980-х регулярно выступая в американских вузах. В 1990-2000-е годы, читая лекции в университетах США, Великобритании, Германии, Болгарии, Сербии, Аргентины и Канады, С. Ю. Сигида познакомила заокеанских коллег с русской музыкой XIX и ХХ века и шире – музыкальным образованием и культурой нашей страны, которые, вызывая интерес, все же остаются малознакомыми американцам.
Около 20 лет Светлана Юрьевна возглавляла отдел международных связей Московской консерватории. Будучи очень коммуникабельным человеком, она организовывала творческие встречи, лекции, фестивали, мастер-классы крупных музыковедов, исполнителей США, в том числе Д. Брубека и У. Марсалиса, а также композиторов Дж. Крама, Д. Финко, Д. Риза, Д. Левинсона и многие другие мероприятия, укрепляя международные связи в области культуры и образования между крупнейшими державами мира. Настоящий «музыкальный дипломат» консерватории!
Светлана Юрьевна является автором огромного числа работ (разделы учебников и энциклопедий, статьи, семинары), которые, собранные вместе, могли бы послужить полноценным справочником по истории музыки Нового Света не только для студентов, но и преподавателей. Ее выступления на конференциях неизменно вызывают искренний интерес у слушателей, так как раскрывают тайны «черных дыр» и «белых пятен» в музыкальной американистике. Не страдая «американоманией», С. Ю. Сигида умеет объективно и творчески преподнести оригинальные, нередко сложные для слухового восприятия и малоизвестные даже профессионалам образцы американской музыки, с которыми студенты соприкасаются впервые.
На лекциях профессора, причем не только в нашем вузе, но и в МГУ и многих других учебных заведениях, царит вдохновляющая атмосфера, а изучение произведений сопровождается живым обменом впечатлений по прослушивании. Мне, как ученице С. Ю. Сигиды, особенно запомнились то предчувствие удивительного знакомства с чем-то совершенно новым в истории музыки (имеющей, надо признать, преимущественно европейскую ориентацию) и тот «колумбовский» дух подлинного открытия Америки, неизменно присутствующие на ее лекциях.
Не меньшее удовольствие приносит личное общение со Светланой Юрьевной. Она, как истинная леди, в высшей степени уважительна ко всем людям и деликатна во всех вопросах и, как настоящая мэм, толерантна к чужому мнению и вкусу. При этом по-русски чрезвычайно отзывчивая, она оказывает всяческую моральную и материальную поддержку и живо откликается на просьбы помочь с редким нотным и книжным материалом, которым щедро одаривает библиотеку консерватории и личные собрания американистов. Благодаря Светлане Юрьевне студенты и преподаватели имеют возможность знакомиться с известнейшими партитурами композиторов США ХХ века.
Светлана Юрьевна! В год Вашего юбилея хочется пожелать, как гласит американский тост, чтобы «Ваш личный доктор оставался без работы, а мышь не рыдала, выбегая из Вашего амбара»!
Преподаватель Марина Переверзева