Прогресс кларнета
№ 3 (1225), апрель 2004
На концертных площадках Москвы все чаще и чаще звучат духовые инструменты. И, пожалуй, лидирующее положение в этом интересном явлении занимает кларнет. Ведь только за последние полгода в концертных залах Московской консерватории и Российской академии музыки им. Гнесиных состоялось более десяти концертов.
Все они прошли на достаточно высоком художественном уровне и продемонстрировали возросшее исполнительское мастерство молодых кларнетистов. Все эти успехи далеко не случайны. «Перевооружение» кларнетистов, начавшееся во второй половине прошлого века – переход на «французскую» (бемскую) инструментальную систему – позволило значительно расширить как художественный, так и инструктивно-технологический репертуар. Научные труды педагогов, направленные на совершенствование обучения игре на кларнете (три докторских диссертации, более десятка кандидатских, большое количество научно-методических статей), существенно укрепили теоретическую и практическую базу воспитания молодых исполнителей. Определенную роль в выявлении юных, перспективных кларнетистов сыграли Всероссийские и региональные конкурсы самых различных возрастных уровней, ставшие, по сути дела, нормой жизни нынешнего поколения молодых музыкантов.
Что же касается кларнетистов, то именно они, да не обидятся на меня мои коллеги по цеху – музыканты-духовики, демонстрируют не на словах, а на деле творческий энтузиазм и любовь к своему инструменту. В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века по всей стране был широко отмечен юбилей – трехсотлетие кларнета. В 1992 году по инициативе ведущих профессоров-кларнетистов РАМ им. Гнесиных родился и продолжает действовать по нынешний день цикл «Антология кларнета». В 1999 году по предложению профессоров Московской консерватории Р. О. Багдасаряна и В. А. Соколова под эгидой Московского музыкального общества и на базе консерватории был создан Клуб кларнетистов Москвы, которому в том же году было присвоено имя н. а. России, проф. В. А. Соколова. С первых же дней существования Клуб активно включился в дело популяризации кларнетного исполнительства. По инициативе клуба, президентом которого является н. а. России, проф. Р. О. Багдасарян, проводятся конкурсы, концерты и другие творческие и методические мероприятия, помогающие юным кларнетистам и их педагогам решать не только профессиональные, но и социальные проблемы.
Художественный уровень концертных выступлений кларнетистов растет от концерта к концерту, и подтверждением тому явился прошедший 24 ноября в Рахманиновском зале классный вечер проф. Багдасаряна, на котором в исполнении учащихся академического музыкального училища при Московской консерватории и студентов консерватории прозвучали произведения Ф. Крамаржа, К. Вебера. Л. Шпора, И. Брамса, К. Дебюсси, И. Стравинского, а также К. Мостраса, Б. Чайковского, Э. Бозза, Ж. Франсе, А. Розенблатта. Участники концерта продемонстрировали весьма высокий уровень исполнительского мастерства и были тепло встречены слушателями. Особенно хотелось бы отметить яркий талант, исполнительское мастерство и артистичность аспиранта Е. Федоркова, студентов Б. Аллахвердяна, Е. Корнева, А. Полякова, П. Слуцкого, М. Белокобыльского, Д. Рыбалко, Хван Су Хи (Южная Корея), учащегося музыкального училища А. Михайленко. На высоте были концертмейстеры – Д. Арлаускайте, А. Полякова и студентка Ш. Цинцабадзе. Сюрпризом стало исполнение скерцо из Восьмой симфонии Бетховена в обработке для 15 кларнетов Р. Багдасаряна. Сыграно оно было виртуозно, а затем повторено на «бис».
Проф. РАМ им. Гнесиных,
народный артист России,
академик А. А. Федотов