Светлые встречи
№ 1 (1257), январь 2008
Вечер 27 сентября, посвященный 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова, явился естественным продолжением традиции концертов современной музыки в Московской консерватории. Ведь Мастер много сделал для того, чтобы мы узнали музыку XX века. Все то, что не так давно либо находилось под цензурными запретами, либо игнорировалось в силу непонимания, либо же было просто неизвестно.
Организатором мероприятия Антоном Ровнером (при поддержке проф. В. Н. Холоповой) была выбрана очень интересная и редкая программа. В этот вечер звучала музыка композиторов русского авангарда разных лет – И. Вышнеградского и А. Станчинского, Н. Рославца и С. Протопопова, молодого С. Прокофьева и Э. Денисова. Время – от Серебряного века до последнего десятилетия прошлого века, от Ассоциации современной музыки 1920-х до Центра современной музыки, созданного в 1990-е годы. Под влиянием последнего сформировались коллективы молодых исполнителей современной музыки (ансамбли «Студия новой музыки» – МГК, «XX век» – ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова), демонстрирующие увлеченность, легкость и яркость игры.
«XX век» исполнил Concerto da Camera (1945) А. Лурье. Произведение навевает образ послевоенной Европы, пробуждающейся от кошмарного сна: барочные, классические и романтические аллюзии символизируют неуничтожимые ценности, в опоре на которые возрождается душа. Ансамблю присуща особая элегантность звучания, тонкость нюансировки. «Студия новой музыки» сыграла Квинтет для кларнета и струнных (1987) Э. Денисова. Типичный для письма композитора контрапункт «змеевидных», изобилующих протяженными трелями мелодических линий звучал безупречно, создавая особенную – денисовскую – музыкальную «живопись».
Из сферы камерно-вокальных жанров наряду с известными «Пятью стихотворениями А. Ахматовой» С. Прокофьева (проникновенно, нежно и светло спетыми Е. Золотовой, партия фортепиано – М. Воинова) и оттеняющими их Песнями А. Берга (истинно «немецкое» исполнение С. Савенко, партия фортепиано – Ю. Полубелов) прозвучали незнакомые большинству слушателей «Шествие жизни» (1916) И. Вышнеградского для чтеца и фортепиано (А. Ровнер, партия фортепиано – М. Воинова) и «Лиса-пустынница» (1922) С. Протопопова. «Лиса» – сказка-басня-притча с ярким контрастом интонационных сфер, очень выразительными гармониями и пластичной ритмикой. Искусное перевоплощение певицы (С. Савенко) в антагонистические образы со множеством оттенков передало театральность этого произведения, созданного в традициях «русского» периода творчества И. Стравинского.
Еще одна практически неизвестная страница русской музыки XX столетия, захватывающая глубиной и совершенством, – это Медитация на две темы из «Дня бытия» (1918/19) И.Вышнеградского для виолончели и фортепиано (исп. О. Галочкина, М. Хаба). Ее музыкальный язык предвосхищает многое из того, что станет характерным для музыкальной практики следующих десятилетий… Симфоничность, богатство гармонических и звуковысотных систем, импровизационность выражают устремление к наивысшему, запредельному.
Подобный «заряд» содержат в себе и фортепианные сочинения А. Станчинского – невероятно одаренного композитора, «сгоревшего на взлете» (1888–1914). Его Прелюдии и Эскизы удивляют сплавом романтических и импрессионистических черт, пластичностью и разнообразием фактуры (исп. А. Малкус).
Примечательно, что программа концерта напомнила о многих важных моментах научно-творческой и педагогической деятельности Юрия Николаевича. О любви к музыке С. Прокофьева и тщательнейшем изучении его гармонии, приведшем к созданию труда «Современные черты гармонии С. Прокофьева». Об исследовании «белых пятен» музыкальной культуры (творчество Н. Рославца, А. Лурье, А. Мосолова и мн. др.). О методах преподавания гармонии, основанных на принципах историзма (стилевые гармонии), структурного анализа, рекомпозиции. Чтобы понять, как «устроена» та или иная музыка, нужно, проанализировав ее на разных уровнях, написать образец-стилизацию (многие вспомнят фирменные «рецепты» Ю. Н. – методические шедевры Мастера). И неважно, если вы не обладаете композиторским даром. Потому что, только сочиняя, можно понять и почувствовать стиль, структуру и форму и прийти к пониманию красоты и смысла композиции.
На одном из экзаменов (2000 г.) Юрий Николаевич предложил написать прелюдию, называвшуюся «Светлое прощание». Многозначно… Хочется, однако, сделать акцент на первом слове. Ведь после прощания обязательно бывает встреча! И сегодня для многих людей светлые встречи – это встречи с книгами Ю. Н. Холопова, с воспоминаниями о нем. А главное – с той музыкой, которую он знал, понимал и любил.
Юлия Николаева