О Гедике и не только
№ 1 (1215), февраль 2003
Закончился юбилейный год А. Ф. Гедике. Ему был посвящен котором Второй Московский международный органный фестиваль. Сегодня, на пороге Третьего фестиваля, отдадим должное этому знаменательному событию
Торжественное открытие фестиваля состоялось в Большом зале консерватории концертом, посвященном 125-летию со дня рождения основателя московской органной школы Александра Федоровича Гедике. Московская публика, привыкшая к ежегодным вечерам памяти Гедике, традиционно проводимым кафедрой органа и клавесина консерватории, и на этот раз заполнила до отказа весь Большой зал. Говорят, даже сам Гарри Гродберг, не найдя свободного местечка, ютился где-то в одном из проходов первого амфитеатра. Предварило программу концерта проникновенное вступительное слово проректора по научной и творческой работе Елены Геннадиевны Сорокиной, которую связывала с А. Ф. Гедике многолетняя дружба.
Этот концерт, увы, оказался единственным Hommage’ем Гедике со стороны московских органистов, да и в целом музыкальной общественности. Удивительно, что для наследия этого выдающегося музыканта, сделавшего столь много для развития органа в нашей стране и Московской консерватории в частности, не нашлось места в концертных программах, скажем, филармонии, в передачах телевидения и радио (к счастью, удалось поговорить о его личности и творчестве на радио «России» и «Орфей»). Бурные пиаровские акции музыкальных изданий миновали скромное имя Гедике… Может быть и к лучшему? Ведь необычайная скромность Александра Федоровича и при жизни не позволяла ему выпячивать себя, «пробивать» публикации своих многочисленных сочинений (большинство которых остается неизданными и по сей день) и, как говорят сегодня, «раскручиваться». Быть может, и он, с его природным аристократизмом, натурой подлинного музыканта и интеллигента считал, что «быть знаменитым некрасиво»?
Жаль, что самобытный композиторский и исполнительский талант Гедике, его вклад в историю органной культуры России, благодаря которым орган получил в нашей стране статус самостоятельного инструмента и заставил считаться с фактом своего существования, пребывают в совершенно незаслуженном забвении. Неужели беспредельная преданность органу Большого зала консерватории, который Гедике безмерно любил и для которого созданы почти все его органные произведения, так и останется только легендой, ничему не научившей нас красивой историей?! Хотелось бы верить, что нет.
Для многих музыкальных журналистов, освещавших события Второго органного фестиваля, было откровением узнать, что Гедике вообще-то не «известный детский композитор», а крупнейший органист-композитор и музыкальный деятель, определивший развитие органной культуры в России, ее самый бескорыстный и истовый подвижник. Кстати говоря, именно учащиеся детских школ по достоинству отметили юбилей композитора. Школа им. А. Ф. Гедике провела фестиваль его музыки, а вечерняя школа педагогической практики при консерватории – концерт из камерных произведений композитора.
Совместно с Музеем им. Н. Г. Рубинштейна была подготовлена выставка к юбилею А. Ф. Гедике. В экспозицию вошли материалы из архива проф. Л. И. Ройзмана, выдающегося органиста и руководителя кафедры органа после смерти Гедике. Эти бесценные документы были переданы вдовой музыканта, Л. В. Мохель, которая несколько лет сотрудничает с музеем и пополняет его фонды. Очень помогли в подготовке выставки уникальные материалы музея ДМШ № 88. Жаль, что консерваторская библиотека, из которой неизвестно куда «испарились» рукописи органных произведений Александра Федоровича, так и не проявила энтузиазма разыскать их. Любители музыки, пришедшие на концерт в Большой зал, с искренним интересом посетили экспозицию музея Консерватории, и, как оказалось, во многом заново открыли личность нашего замечательного органиста и композитора.
Не может радовать и ситуация в отечественном музыкознании, сложившаяся вокруг имени главного представителя русской органной культуры. Со времени выхода единственного серьезного сборника научных трудов о жизни и творчестве композитора (А. Ф. Гедике. Сборник статей и воспоминаний. М., 1960) свет увидели лишь несколько изданий, среди которых исследование барнаульского исследователя С. Будкеева (по материалам диссертации) о А. Ф. Гедике-органисте и композиторе, ряд публикаций выпускницы Московской консерватории, музыковеда и органистки А. Петровой об органных сочинениях композитора. Отчего наши органисты-исполнители, столь много говорящие о продолжения традиций, не способны возбудить адекватный интерес к личности Гедике? Может быть, пора понять, что важно отстаивать авторитет нашей великой органной культуры не только «внешний» – успехи на международных конкурсах, мастер курсах и прочих «показательных» мероприятиях, но и «внутренний», сущностный, обращенный к собственной истории и ее подвижникам. Даже вопреки всем сложностям. И пусть не пугает ни отсутствие в фондах библиотеки консерватории почти всех эксклюзивных материалов (авторские рукописи произведений) – они отданы на хранение в ГЦММК им. М. И. Глинки и теперь мало доступны; ни то, что обращение к ним диктуется теперь исключительно коммерческими факторами (выкуп права на копию, бешеная стоимость копировальных услуг, а в итоге потеря бесценных документов для широкого круга пользователей); ни трудности проекта издания органных сочинений композитора, который долгие годы не сдвигается с мертвой точки (опять же благодаря отсутствию материальных и документальных источников). Весьма печально сознавать, что наша органная культура развивается сегодня не столько благодаря таким мероприятиям, как прошедший фестиваль, сколько вопреки сложившейся экономической ситуации, при отсутствии должного внимания со стороны государства к проблемам органного образования и сохранения памятников культуры, исторических инструментов на территории Москвы. Уникальный орган Большого зала консерватории уже много лет находится в аварийном состоянии. На проведение фестиваля не было выделено ни копейки, а в Министерстве культуры нам усиленно предлагали «поискать спонсоров». Неужели международный органный фестиваль в самом, что ни есть центре органной жизни – Московской консерватории совсем не представляет государственного интереса?!
Прошедший фестиваль доказал иное. Он прошел с большим успехом. Программа сочетала в себе новизну смелых начинаний (поддержка самого молодого поколения московских органистов – учащихся детских музыкальных школ, участвующих в «Днях юного органиста»; конкурс молодых композиторов на лучшее сочинение для органа) с традиционными академическими вечерами органной музыки. Одно из самых незабываемых выступлений – сольный концерт обаятельного органиста из Италии Андреа Бонифорти. Музыкант покорил москвичей блистательной интерпретацией виртуознейших произведений Баха, итальянской, испанской и французской классики XIV–XX вв. Он также представил на суд взыскательной публики импровизацию, сочиненную и исполненную им на «бис», за что был вознагражден триумфальными овациями… Второй Московский международный органный фестиваль стал знаменательным событием в концертной жизни Москвы, достойным славного имени Александра Федоровича Гедике.
М. В. Воинова,
Директор Первого и Второго
Московского международного органного фестивалей