Многоцветный органный пейзаж
№ 4 (1287), апрель 2011
4 апреля в Малом зале консерватории завершился XI Московский международный органный фестиваль. Этот музыкальный смотр стал уже неотъемлемой частью органного пейзажа России. На протяжении 10 лет Московская консерватория, аккумулируя академические традиции, постоянно развивает и поддерживает исполнительство на таком популярном и по-прежнему «диковинном» для широкой аудитории инструменте как орган. Гостями фестиваля, бережно и самоотверженно руководимого его основателем, заведующей кафедрой органа и клавесина профессором Н. Н. Гуреевой, стало множество крупнейших деятелей органного искусства Европы. Конечно, все это было бы невозможно без непременной поддержки ректора профессора А. С. Соколова.
На этот раз почетным гостем фестиваля стал сравнительно молодой музыкант, победитель престижнейших конкурсов в Сент-Олбансе и Шартре, а ныне органист знаменитого парижского собора Сакре-Кер на Монмартре Габриэль Маргьери. Уже сама программа свидетельствовала не только об оригинальности и виртуозности исполнителя, но и об интеллектуальности артистической натуры музыканта. Г-н Маргьери предложил блестящую идею – составить программу, опираясь на географические и образные элементы Средиземноморья. Это позволило ему не только включить известные и проверенные временем сочинения классиков, но также и увлечь слушателя совершенно новыми даже для завсегдатаев органных концертов именами. Что же удивляться восторженной реакции полного, как обычно, зала! Таким было начало нынешнего фестиваля. Профессор Н. Н. Гуреева в очередной раз упрочила свою репутацию мудрого концертного менеджера, пригласив и тем самым открыв для московской публики новое имя превосходного органиста.
Буквально через два дня в концертном зале музыкального училища состоялся традиционный концерт юных органистов. Какое умиление и восторг вызывают иногда наивные, а иногда и неожиданно зрелые творческие опыты самых маленьких исполнителей на этом сложном инструменте – учащихся московских ДМШ и училища при консерватории! Может быть, не все они продолжат свой профессиональный органный путь, но как важен для них сейчас этот выход на сцену в рамках столь серьезного музыкального события столицы. И как тревожно осознавать, что для юных органистов и их родителей все это уже вскоре может оказаться лишь воспоминанием о былых надеждах на большой профессиональный успех. К сожалению, 83-я статья Закона об образовании как дамоклов меч нависла и над ранним обучением органу, кстати, очень популярному сегодня в ДМШ… Но – будем надеяться на патриотизм и мудрость руководства нашей страны.
Новшеством в прошедшем фестивале стал концерт – творческий обмен между Московской и Санкт-Петербургской консерваториями. Хорошая идея – уже среди студентов укреплять творческие взаимосвязи и делиться опытом, особенно учитывая то, насколько разрознен и поляризован мир взрослых органистов. А ведь, так или иначе, все мы вышли из одного «академического гнезда». И на будущее было бы весьма уместным включить в круг обменных концертов еще, по крайней мере, еще два центра органного образования в нашей стране: Нижегородскую и Казанскую консерватории, обе напрямую связанные с московской органные школы.
Еще одним событием можно назвать выступление лауреатов Открытого Всероссийского конкурса «Юный органист», проходящего среди школьников, учащихся среднего профессионального звена, а также консерваторий. Весьма компетентное жюри на этот раз отобрало 11 победителей разных премий. Их появление на престижной сцене Малого зала – большой подарок и своего рода кредит, данный Московской консерваторией тем, кто, уже будучи ее студентом, впоследствии отправится штурмовать конкурсные высоты самых сложных международных состязаний.
Наконец, в программу вошло два концерта-посвящения: А. Ф. Гедике и Л. И. Ройзману – с них когда-то и началась история московского фестиваля. Состав этих вечеров всегда традиционен, интересен и разнообразен одновременно, поскольку исполнителями являются молодые и амбициозные, уже искушенные в профессиональных секретах музыканты – наши студенты и аспиранты, многие из которых весьма успешно заявили о себе на конкурсах и фестивалях. В этих концертах каждый слушатель находит для себя что-то любимое и интересное, ведь программа их невероятно многогранна: старинная музыка, баховские композиции, искусство эпохи классицизма, немецкая и французская романтика, современные произведения, премьеры и редкости, ансамбли с хором, инструменталистами, дуэты… Все это неизменно привлекает в стены Московской консерватории множество почитателей органной музыки.
Константин Волостнов,
ассистент класса профессора Н. Н. Гуреевой
В рамках XI Московского международного органного фестиваля в четвертый раз прошел конкурс молодых композиторов на «Лучшее сочинение для органа». История его возникновения относится к 2002 году, когда по инициативе декана Композиторского факультета профессора А. А. Коблякова в сотрудничестве с заведующей кафедрой органа и клавесина профессором Н. Н. Гуреевой появилась идея создать конкурс среди молодых композиторов, лучшие сочинения которых исполнялись бы студентами и аспирантами на органном фестивале. Второе такое состязание прошло в 2004 году, третье – в 2008.
Каждый конкурс – это рождение новых имен, новых талантов. География участников достаточно обширна и распространяется не только на Россию: есть представители из Украины, Молдовы, Казахстана. В этот раз победителями стали четыре российских композитора и один из Молдовы, который сейчас учится на I курсе Фортепианного факультета МГК. Члены жюри под председательством ректора профессора А. С. Соколова – профессора К. В. Зенкин, Н. Н. Гуреева, А. А. Кобляков, В. Г. Агафонников, Л. Б. Бобылев и доцент Д. В. Дианов – очень внимательно и требовательно отнеслись к представленным работам и к III туру допустили только пять партитур.
В результате I премия не была присуждена, II премию разделили Иван Татаринов (Нижний Новгород), и Мария Мурадова (класс проф. В. Г. Агафонникова), III премию разделили Денис Писаревский (класс проф. Т. А. Чудовой, Академический колледж при Московской консерватории) и Сергей Константинов (класс проф. Ю. В. Воронцова); диплом получила Анастасия Тумина (класс доц. Д. О. Присяжнюка, Нижний Новгород). Каждый участник помимо памятных подарков в виде комплекта органных сочинений А. Ф. Гедике и подборки дисков из серии «Композиторы Московской консерватории» получил от консерватории денежные премии.
Концерт лауреатов, состоявшийся 25 марта в Малом зале, прошел с большим энтузиазмом и вызвал заметный интерес публики. Ярко и увлекательно исполняли новую музыку студенты органного класса Московской консерватории, среди которых были лауреаты международных органных конкурсов Наталья Ужви (класс проф. Н. Н. Гуреевой), Анастасия Сидоркина (класс проф. Н. Н. Гуреевой), Анна Никулина (класс доц. А. С. Семенова), Марина Бадмаева (класс доц. Д. В. Дианова), а также сам автор – Денис Писаревский (класс органа преп. Г. В. Семеновой). Владение инструментом, для которого композитор пишет музыку, особенно ценно. Знание «изнутри» всех его тонкостей, безусловно, способствует рождению сочинения яркого в концертном плане, естественного по логике интонационного развития и интересного технически.
В заключение профессор А. С. Соколов предложил лучшие сочинения, прозвучавшие на концерте лауреатов, исполнить на II Международном конкурсе органистов имени А. Ф. Гедике, который состоится в сентябре этого года в Москве. Тем более что некоторые участники прошедшего концерта уже серьезно и активно к нему готовятся. Это станет поддержкой и вниманием к таланту молодых композиторов, стимулом для их дальнейшего совершенствования.
Доцент Д. В. Дианов