Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Болонский процесс

№ 2 (1258), февраль 2008

Известный «болонский процесс» с его идеей двухуровневого вузовского образования (4 года бакалавриат плюс 2 года, для избранных, магистратура) давно тревожит представителей отечественных вузов искусства. Он несет сомнительные перемены в наше музыкальное образование, прежде всего музыковедческое, где действует результативная трехступенчатая система (школа – училище – вуз). Поэтому музыканты весьма болезненно восприняли приближение «бакалавризации», правда, как утешали «сверху», только на историко-теоретических факультетах – «научных», т.е., по упрощенной логике, «далеких от искусства». Встречные инициативы по сохранению плодотворных отечественных традиций со стороны музыковедов страны (а также театроведов, искусствоведов и др.) стимулировали активность Министерства культуры и массовых коммуникаций.

В рамках выработки «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства…» 28 января состоялось заседание коллегии Министерства, где обсуждался вопрос о правомерности названных реформ в художественных вузах. Было много приглашенных – от Администрации Президента, Правительства, Комитета Государственной Думы по культуре, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Министерства образования и науки, от образовательных учреждений – ректоры ведущих вузов (театральных, музыкальных, хореографического), крупные деятели культуры.

Вел заседание председатель коллегии, министр А. С. Соколов. Основной докладчик, М. Е. Швыдкой, однозначно и аргументированно высказался в пользу отечественных методов «индивидуальной выделки» классных мастеров. Его позицию поддержали все выступавшие представители искусства: директор ЦМШ А. Н. Якупов, ректор СПбГК А. В. Чайковский, ректор СПб ГАТИ Л. Г. Сундстрем, министр культуры Республики Татарстан З. Р. Галеева, руководитель мастерской ВГИК С. А. Соловьев, зав. кафедрой сольного народного пения РАМ им. Гнесиных М. В. Медведева, ректор ТИ Е. В. Князев, худ. рук. и главный дирижер Госоркестра М. Б. Горенштейн. В то же время председатель Всероссийского УМО А. З. Бондурянский обратил внимание на невостребованность в российской интерпретации болонских инициатив их позитивного потенциала, допускающего определенную гибкость подходов.

Аудитория отнеслась с вниманием к доводам против силового разделения музыкального искусства и науки, выработанным профессурой Московской, Петербургской и ряда других консерваторий и изложенным автором этой заметки. В решении коллегии зафиксирована необходимость развития образования в сфере культуры и искусства на базе богатых отечественных традиций с единым 5-летним сроком обучения, что найдет отражение в проекте нормативного правового акта.

Выступление представителя Министерства образования И. М. Реморенко позволяет надеяться на поиски консенсуса. Еще больше обнадеживает четкая позиция министра А. С. Соколова, который уверенно направлял дискуссию в возможно более конкретное русло. В марте обсуждение продолжится на заседании Правительства Российской федерации, где будет принято итоговое решение.

Профессор Т. С. Кюрегян

Поделиться ссылкой: