В творческом ключе
№ 5 (1288), май 2011
Одно из грандиозных событий – масштабная по кругу вопросов и глубине погружения в музыкальные проблемы конференция «Теория музыки в России: традиции и перспективы» (14–16 апреля) – увенчалось созданием отечественного Общества теории музыки. Поздравим друг друга, коллеги!
Эта новость касается всего музыковедческого братства нашей страны. Она знаменует выход в мировое теоретическое сообщество, более активное участие соотечественников в зарубежных симпозиумах и конференциях, обмен опытом и новациями в области образования и науки. Основные цели ОТМ – содействие дальнейшему развитию и совершенствованию теории музыки в научных исследованиях и в преподавании, активное распространение профессиональных идей, взаимодействие отечественных и зарубежных теоретиков музыки, рост междисциплинарных связей. В перспективе – проведение конгрессов в разных городах России, публикации материалов в специальном «Журнале ОТМ», распространяемом через Интернет; наконец, совершенствование учебной литературы по отдельным музыкально-теоретическим дисциплинам.
Организаторы конференции решали и другие задачи. На заседаниях освещались все уровни музыкально-теоретической науки как вершины профессионального образования, состоялась презентация журнала «Научный вестник Московской консерватории» и других изданий вуза, были проведены экскурсии в ЦГММК им. М. И. Глинки. Гости познакомились с фондами научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева и посетили концерты консерватории. Среди участников были представители обеих столичных, а также Казанской, Новосибирской, Ростовской и Уральской государственных консерваторий, Российской академии музыки им. Гнесиных, Санкт-Петербургского государственного университета, Пермского государственного педагогического университета и Консерватории Пибоди при Университете Джона Хопкинса (США). Общее настроение конференции было вдохновлено творчески-оптимистическим взглядом на будущее музыкальной теории, несмотря на всю сложность и проблематичность многих явлений современной культуры (например, жесткого внедрения болонской системы в профессиональное музыкальное образование).
Основную тональность конференции задал проф. А. С. Соколов: на пленарном заседании именно он высказал идею создания Общества и крупными штрихами наметил основные пути, которыми в последующие дни «разошлась» конференция. В своем докладе он подвел итоги работы кафедры теории, перечислив основные ее достижения (разработка теоретических концепций, методологии, спецкурсов, публикация монографий и учебников, открытие исследовательских лабораторий, новых секций и т. д.), свежие веяния и направленность дальнейшего развития при сохранении ценнейших традиций кафедры, сложившихся при Е. В. Назайкинском. Проф. В. Н. Холопова расставила междисциплинарные акценты в теории музыки как сумме разных наук (включая философию, этику, нейрофизиологию, психологию, лингвистику, аксиологию и т. д.), на пересечении которых возникают новые концепции. Историческую картину формирования русских теоретических школ обрисовал проф. К. В. Зенкин, точно указав переломный момент, когда «теоретики перестали смотреть на историков свысока» и была осознана необходимость исторического подхода в теории музыки. Важнейшие функции историографии от унификации фактов и источников до философского обобщения пути человечества перечислил проф. М. А. Сапонов, выразив «неопозитивистское» отношение к будущему науки.
Концепция непрерывного профессионального музыкального образования была изложена в выступлении проф. А. З. Бондурянского: основная задача ближайшего будущего – сохранить стройную трехступенчатую систему обучения, заложенную братьями Рубинштейнами, ценность которой проверена временем. Доц. Г. И. Лыжов проследил процесс освоения студентами гармонической стилистики Нового и Новейшего времени. Проф. Н. А. Симакова и проф. И. К. Кузнецов остановили внимание на стратегии изучения полифонии, охватывающей музыку от античности до наших дней. На мастер-классах проф. В. Ф. Жданова и доц. И. В. Воронцовой по вокально-сценической импровизации речь шла о приоритете творчества в освоении специальных дисциплин музыкантами-исполнителями. Проф. М. В. Карасева продемонстрировала применение современных психотехник в развитии музыкального слуха.
На конференции шла работа и по профильным направлениям. Секция анализа музыкальных произведений и общих вопросов теории музыки была посвящена памяти Е. В. Назайкинского и представлена весомыми докладами об основополагающих теоретических курсах. В ее заседаниях приняли участие Т. Науменко, П. Чернобривец, Д. Шутко, О. Лосева, Е. Титова, Р. Поспелова, Б. Шиндин, Л. Пылаева, М. Переверзева, М. Пылаев, Т. Кюрегян. Идея непрерывного образования обсуждалась Л. Робустовой, А. Маклыгиным, Л. Джумановой, Е. Царевой. Секция гармонии была посвящена памяти Ю. Н. Холопова, в ходе ее работы выступили Е. Пинчуков, Ю. Москва, З. Глядешкина, М. Катунян. Секцию полифонии, посвященную памяти Вл. В. Протопопова, представили доклады М. Гирфановой, Н. Тарасевича, Н. Плотниковой, А. Груцыновой, Т. Франтовой. Благодаря сообщениям А. Панова, Р. Насонова, И. Сусидко, Е. Полоцкой и Т. Цареградской на секции истории и теории возникла оживленная дискуссия.
Во время круглого стола заокеанский гость конференции проф. И. Д. Ханнанов рассказал о зарубежных (американском, голландском, французском, немецком, итальянском, британском) обществах теории музыки, опыт которых будет, несомненно, освоен в процессе развития российского «детища». Были подведены итоги конференции, обсужден Устав Общества теории музыки, состоялись выборы Правления. Подавляющим большинством голосов Председателем Правления Общества был избран А. С. Соколов, зампредседателя – А. Л. Маклыгин, главным редактором «Журнала ОТМ» – О. В. Лосева, секретарем Правления – А. П. Груцынова, назначен казначей – Н. В. Кобец. Членами Правления, представляющими разные вузы и научные школы страны, стали В. А. Екимовский, Е. Б. Журова, К. В. Зенкин, А. А. Панов, Е. В. Титова, Т. В. Цареградская.
Итак, фундамент заложен. Дело осталось за малым – построить современное здание, включающее все области музыкально-теоретического знания, с множеством «коридоров» и «помещений», которые могли бы охватить проблемы искусства прошлого и современности. В этот исторический момент была установлена высокая планка ответственности каждого музыканта, ученого и педагога, крайне необходимая в период духовного декаданса, слишком затянувшегося в нашей стране.
Марина Переверзева,
преподаватель МГК