Там, где царит душа
№ 6 (1289), сентябрь 2011
Теплые авторские вечера, посвященные юбилею профессора Анатолия Васильевича Самонова, прошли в конце ушедшего сезона в Рахманиновском и Белом (имени Н. Я. Мясковского) залах консерватории. Звучала музыка разных лет, в основном камерные вокальные и хоровые сочинения.
Исполнение композитором собственных произведений всегда привлекательно: музыка будто создается заново в данный конкретный момент, а слушатель присутствует при творческом тайнодействии. Концерт в Рахманиновском открыл цикл «Из пушкинского времени», прозвучавший в интерпретации Ксении Дудниковой (меццо-сопрано) и автора. По словам самого композитора, это гимн любви и дружбе, ведь узами преданности были связаны сами поэты, стихи которых легли в основу произведения, – А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, В. К. Кюхельбекер, А. А. Дельвиг, К. Н. Батюшков, К. Ф. Рылеев, Н. М. Языков.
Три стихотворения Уолта Уитмена («Меня полюбили женщины», «О, капитан, мой капитан», «Давно, когда Иисус прекрасный») – это по сути три сцены, которые требуют от певца не только вокального мастерства, но и актерского дарования. Органичное сплетение музыкального и поэтического пластов усиливает потребность не просто спеть, а буквально прожить образы. Кирилл Золочевский (баритон), которому в Рахманиновском аккомпанировал Артем Пысь, а в зале Мясковского – А. В. Самонов, полностью оправдал возложенные на него надежды. Эмоциональное выступление вызвало бурный отклик у публики. Другой моноцикл – «Ожидание весны» на слова Виталия Татаринова – блестяще исполнила Юлия Бычкова (сопрано), а за роялем был сам автор.
Поэма «В Клину» для двух фортепиано стала единственным чисто инструментальным сочинением, прозвучавшем на первом вечере, и она же подвела итог концерта в Белом зале. Яркое произведение с абсолютно равноправными партиями было исполнено дуэтом Ларисы и Станислава Бачковских.
В зале им. Мясковского С. Бачковский исполнил и самое любимое произведение композитора – Девять фантазий для фортепиано, написанное по прочтении «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. Перед прослушиванием сочинения киноактер Валерий Балабанов прочитал из этой философской сказки отдельные эпизоды. Музыка вела за собой, раскрывая звукообразную сферу программных фантазий: идею трагической несовместимости нежной и чистой души с реальной действительностью. Высокое пианистическое мастерство и глубокое проникновение в сущность произведения были награждены длительными аплодисментами.
На протяжении 12 лет композитор искал и записывал фольклор Ставропольского края, поэтому его музыка пронизана интонациями народных песен и танцев. В Трех русских песнях для фортепиано («Бурлацкая», «Лирическая», «Плясовая»), тщательно следуя замыслу автора, Л. Бачковская сумела передать этот народный колорит. В Концерте для трубы с оркестром (Мурат Мухитдинов, партия ф-но – Азиза Мухитдинова) всеми цветами радуги играли яркие мелодии, а виртуозное исполнение переполняла искрящаяся энергия.
Вечер в Рахманиновском завершил камерный хор «Классика» под руководством заслуженной артистки России Нины Королевой (концертмейстер Александра Иванова). Они представили Девять хоров на стихи А. С. Пушкина. Высокий профессионализм и глубокое проникновение в суть исполняемой музыки создали ощущение необычайного пространства, выходящего далеко за пределы сцены, концертного зала, консерватории… И каждый присутствовавший в тот вечер в зале унес частичку этого пространства с собой.
Платон сравнивал вдохновение музы, передающееся через поэта чтецу и слушателю, с силой магнита. Такое же ощущение притяжения было и на юбилейных вечерах А. В. Самонова: и исполнители, и слушатели оказались в мире, где царит душа. Ответное слово Анатолия Васильевича в зале Мясковского было сдержанным и кратким – всего несколько стихотворных слов поэта Е. Баратынского: «И было бытие мое кому-нибудь полезно». Так пусть же ее величество Музыка и дальше будет Ангелом-хранителем его творческого долголетия!
Елена Потяркина,
Лариса Бачковская,
Людмила Глазкова