Музыка для людей
№ 8 (1291), ноябрь 2011
Невозможно поверить: Валерию Григорьевичу Кикте – 70! Многие молодые коллеги позавидовали бы жизнерадостности и неуемной энергии композитора и педагога, одного из корифеев современной музыки. Легкость в общении и природная мудрость, высокое композиторское мастерство и искреннее желание передавать свой опыт ученикам – эти качества трудно переоценить в наше время, весьма неоднозначное с точки зрения нравственности и профессионализма. Заслуженный деятель искусств России и Украины, лауреат премий Союза композиторов России и Мэрии Москвы, заведующий кафедрой инструментовки, профессор В. Г. Кикта всегда стремится быть в авангарде подлинного искусства.
В. Г. Киктой создано множество замечательных произведений в самых разнообразных жанрах. И в России, и во многих зарубежных странах его музыка широко известна. Ее с огромным интересом воспринимают не только музыканты, но и «простая» публика. И это далеко не случайно: вспомним, что педагогами Валерия Григорьевича в Московской консерватории были С. С. Богатырев и Т. Н. Хренников, который не без иронии говорил: «Музыку нужно писать не только для кафедры, но и для людей».
Состоявшийся 30 октября в переполненном Малом зале юбилейный авторский вечер В. Г. Кикты можно без преувеличения назвать настоящим триумфом. В исполнении хоровых и инструментальных концертов (почти все они родились в XXI веке) участвовали прославленные коллективы и замечательные солисты – лауреаты международных и всероссийских конкурсов. Программа была посвящена 100-летию со дня рождения родителей композитора – Г. Ф. Кикты и О. С. Соколовой.
«Минають днi, минають ночi» – этой философской мыслью из одноименного Концерта для смешанного хора на слова Тараса Шевченко (2007) открыл юбилейный вечер Хор Академии хорового искусства им. В. С. Попова. В Концерте, посвященном памяти В. С. Попова, молодому дирижеру Ринату Бикташеву удалось передать ощущение духовного подъема, свойственного многим произведениям композитора.
Двухчастный Концерт для мужского хора, кельтской арфы, органа и ударных (2010), блистательно исполненный Московским мужским камерным хором «Кастальский» под управлением Алексея Рудневского и солистами Семеном Кульковым (арфа), Григорием Васильевым (орган) и виртуозно владеющим ударными инструментами Сергеем Шамовым, открыл иные грани творчества композитора. В соответствии с авторским комментарием, публика погрузилась в «состояние отрешенности от наших сегодняшних реалий и вхождения в иллюзорный мир красот прежней жизни, причудливых средневековых замков, таинственно уединившихся и гармонично растворившихся в фантастических и загадочных рельефах природы Шотландии». Мастерское использование старинных шотландских мелодий и ритмов, а также элементов хорового театра буквально покорило публику, заставившую музыкантов бисировать часть Концерта. Поразительно, что в дальнейшем на бис исполнялись части всех последующих произведений юбилейной программы – трудно вспомнить что-либо подобное даже на концертах выдающихся мастеров!
Прекрасным художественным воплощением идеи воссоздания в Большом зале Московской консерватории витража «Святая Цецилия» явился Концерт для смешанного хора, дисканта, органа, арфы и ударных «Возвращение Святой Цецилии» (2011). Авторские строки гимна музыкантов, обращенные к Покровительнице музыки, лились светло и кристально чисто в звучании Хора студентов Московской консерватории (художественный руководитель и дирижер проф. С. С. Калинин) и солиста Вячеслава Козленко (дискант). Вместе с Г. Васильевым и С. Шамовым украшением исполнительского состава Концерта стала и арфистка Нина Куприянова.
Во втором отделении прозвучали Третий концерт для гобоя и струнного оркестра (2001), Концерт для валторны и струнного оркестра (2007) и знаменитая Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Святой Софии Киевской» (1972–1973) – пожалуй, наиболее известное и часто исполняемое произведение В. Г. Кикты. Камерным составом Симфонического оркестра студентов Московской консерватории вдохновенно дирижировал Вячеслав Валеев, учившийся в свое время у Валерия Григорьевича и являющийся, по мнению многих музыкантов, одним из самых перспективных молодых дирижеров. Высокое исполнительское мастерство продемонстрировали Александр Левин (гобой) и Валерий Жаворонков (валторна), а интерпретация «Фресок Святой Софии Киевской» уникальной арфисткой Натальей Шамеевой стала едва ли не самым большим откровением и чудесным завершением программы.
Юбилейный концерт нашего современника прошел блестяще. Поздравляя виновника торжества, коллеги говорили о высокодуховной направленности творчества композитора, о начале «большой славы», давно заслуженной, и сравнивали его с «маяком», указывающим в «океане» современной музыки путь к возвращению в концертные залы благодарных слушателей.
Доцент С. В. Голубков