Инструмент погружения в мир музыки
№ 9 (1292), декабрь 2011
В течение трех дней – с 8 по 10 ноября – в Конференц-зале Московской консерватории проходила международная научно-практическая конференция «Современное сольфеджио». Она была организована по инициативе кафедры теории музыки и сразу привлекла к себе внимание: вопросы сольфеджио стали темой конференции впервые.
Актуальность и востребованность проблем сольфеджио в системе музыкального образования подчеркнул в своей вступительной речи ректор консерватории, завкафедрой теории музыки профессор А. С. Соколов. По словам А. С. Соколова, «через сольфеджио проходят все. Это инструмент развития слуха и инструмент погружения в мир музыки». Проблемы современного сольфеджио смыкаются с проблемами восприятия и понимания музыки, что входит в сферу как теоретических, так и специальных дисциплин.
Междисциплинарная направленность конференции вызвала заинтересованный отклик. В конференции приняли участие не только музыковеды, но и композиторы, исполнители и дирижеры. Другая особенность конференции – широкая география. С докладами и мастер-классами выступили представители девяти стран Европы, Азии и Северной Америки: участники из России, Казахстана, Франции, Китая, США, Канады, Израиля, Ирана и Омана. В диалоге Запада и Востока ярко высветились специфика национальных культур и различия в самом подходе к музыкальному образованию.
В рамках конференции работали пять секций. Истории становления и развития сольфеджио в разных странах были посвящены доклады И. Воронцовой (Россия), Ф. Левешен-Ганглофф (Франция), Чжао Ишань (Китай), Е. Иоффе (Израиль), М. Арбек (Иран), И. Ханнанова (США). Сольфеджио в контексте музыкальной теории рассматривалось в сообщениях М. Старчеус («О парадоксе музыкального слуха»), Т. Литвиновой из Санкт-Петербургской консерватории («Тембровый слух: вопросы методологии и практики»), Е. Сонкиной («Взаимодействие слуха и голоса в базовом курсе сольфеджио») и М. Виттю из Омана («Седьмая нота: появление si во Франции. Новый метод чтения»).
Практические достижения в современном сольфеджио были продемонстрированы на мастер-классах. Так, новые тренды, возможности и перспективы развития сольфеджио гости конференции увидели в работе с группой музыковедов проф. М. В. Карасевой; роль сольмизации в анализе старинной музыки убедительно показал Ж. Жей (Страсбург); новую методику сольфеджио в работе с вокалистами предложила доцент Санкт-Петербургской консерватории Н. Бергер; основные направления на уроках сольфеджио в Китае осветил проф. Чжао Ишань.
Особое внимание на конференции уделялось методике преподавания сольфеджио. Реалиями сегодняшнего дня стали хоровое сольфеджио (проф. З. Глядешкина, РАМ им. Гнесиных), джазовое сольфеджио (Т. Айзикович, Канада), стилевое сольфеджио (доц. Е. Николаева, МГК), сольфеджио для композиторов (М. Воинова, МГК), интенсивное сольфеджио (Л. Джуманова, МГК). Московской консерватории довелось в полной мере познакомиться с современной жизнью сольфеджио в Санкт-Петербургской консерватории, нашедшей отражение в интересных выступлениях представителей кафедры теории музыки – Л. Масленковой, Е. Фалалеевой, А. Гусевой, Н. Бергер.
Инновационные подходы и междисциплинарные связи сольфеджио стали темой докладов «Микрохроматика в курсе сольфеджио» (проф. И. Кузнецов, МГК), «О системе развития навыков записи музыки по слуху» (проф. Г. Тараева, Ростовская консерватория), «Сольфеджио и анализ музыки» (Ж. Озанн, Франция).
Если до недавнего времени можно было говорить о двух сильнейших школах сольфеджио – французской и русской, то после доклада профессора Чжао Ишань стало ясно, что бурно развивающийся Китай разработал и внедрил свою модель обучения музыке, особенностью которой является приоритет сольфеджио как базы образования. Сольфеджио является обязательным предметом во всех школах – в том числе общеобразовательных.
Прошедшая конференция запомнится многим. Первая в своем роде, она открывает путь к широкому и системному обсуждению проблем сольфеджио, затрагивая при этом такие сферы, как история и теория музыки, психология восприятия, практическая медиевистика (аутентичное прочтение и исполнение старинной музыки) и даже философия образования. В основу конференции положена новая концепция сольфеджио, предложенная в докладе ее организатора доцента И. В. Воронцовой. Современное сольфеджио стремится выйти за рамки прикладной дисциплины и заявить о себе как самостоятельная область музыкознания. Отрадно при этом, что вопросы тренировки и развития слуха ставятся в контекст восприятия музыки и подчиняются музыкально-художественным задачам.
Профессор Н. И. Тарасевич