Скрипичный триумф
№ 2 (1294), февраль 2012
12 декабря и 12 января в Малом зале консерватории прошли редкие исторические концерты – в два вечера были исполнены все сочинения В. А. Моцарта для скрипки с оркестром. Последний раз эти произведения звучали вместе в руках одного исполнителя в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века. Но уникальность нынешних вечеров состоит в том, что исполнитель сам сочинил все полагающиеся каденции к этим произведениям, а это уже впервые. Этот музыкант – народный артист РФ профессор Александр Емельянович Винницкий, который приурочил свои выступления к 60-летию в наступившем году.
В любом моновечере существует опасность определенной однотипности исполнения. Но солист блестяще обошел это возможное препятствие. В его руках бессмертная музыка Моцарта раскрылась во всем необъятном многообразии красок, чему способствовали прекрасное звучание инструмента, безукоризненная интонация, превосходная штриховая культура, изумительная грамотность в построении каждой фразы, глубокое проникновение в авторский замысел. Слушателей не покидало ощущение удивительного изящества, легкости, обаяния, благородства и классической стройности.
Отдельно нужно сказать о каденциях. Исполнитель оказался перед сложной проблемой: либо попытаться «пересочинять» таких общепризнанных мастеров каденционного жанра, как Иоахим, Франко, Крейслер, Ойстрах, что совсем не просто, поскольку их каденции у всех на слуху; либо найти совершенно другой подход. И А. Винницкий пошел по второму пути. Под его музыкальным «пером» родились произведения, отвечающие традиционным канонам жанра – и остроумное секвенционное развитие, и известная разработочность, и вопросительные остановки-задержания, и богатая изобретательная гармоническая фантазия. В то же время в этих каденциях отразились современные находки: и легкая ирония, иногда переходящая в гротеск, и некоторое приближение к более свежим гармоническим оборотам, и привлечение нового класса инструментов в каденциях – часть миниатюр прозвучала в сопровождении мелких ударных: треугольника, коробочки, барчаймза и малого барабана, которых нет в моцартовской партитуре. Такой прием, как введение в каденции дополнительного инструмента, появится у Бетховена – в его каденциях к Пятому фортепианному концерту, так же как и в фортепианной версии Скрипичного концерта op. 61, есть литавры. Однако литавры присутствуют и в оркестровках бетховенских концертов, в то время как А. Винницкий вводит дополнительного исполнителя на ударных исключительно для каденций.
Александр Емельянович продемонстрировал бездну выдумки и вкуса. Чего стоит одна такая находка: в каденции ко II части Первого концерта одна из скрипачек зажигает свечи на изящной сувенирной игрушке, и легкий пропеллер, укрепленный над ними, начинает крутиться с нежным звоном, слегка усиленным экзотическим барчаймзом, придавая происходящему ощущение эфемерности! На бис в обоих концертах звучали специально написанные произведения одного из самых многообещающих композиторов молодого поколения – Никиты Мндоянца: «Un petit cadean pur Wolferl» и «Дуэт-реминисценция на тему Моцарта», которые стали подлинным сюрпризом для публики.
Первую программу сопровождал студенческий консерваторский оркестр «Veritas» под руководством Максима Емельянычева, вторую – Камерный оркестр «Musica viva» под управлением Александра Рудина. Коллективы очень разные, стили тоже, что лишний раз доказывает толерантность нашего исполнительского искусства. Блестяще выступили партнер А. Винницкого по «Кончертанте» – альтист Михаил Березницкий и певица Лилия Гайсина, исполнившая мотет Моцарта «Exultate, jubilate». В целом же оба вечера можно назвать триумфом скрипичного исполнительского искусства.
Профессор М. А. Готсдинер