Играть и сражаться
№ 3 (1259), март 2008
Густаво Дудамель, Габриэла Монтеро, Алексис Карденас. Эти молодые музыканты стремительно ворвались несколько лет назад на международный музыкальный Олимп, дав повод специалистам говорить о рождении в Венесуэле нового поколения классических исполнителей. Венесуэльский музыкальный авангард сегодня – это воспитанники уникальной системы массового музыкального воспитания и социальной адаптации детей посредством искусства, созданной в середине 1970-х годов по инициативе педагога, музыканта, экономиста и общественно-политического деятеля Хосе Антонио Абреу.
Ключевая задача системы Абреу – воспитание homo communis, человека общественного. «Будут ли наши ученики в дальнейшем музыкантами, мы не знаем, но что они станут лучшими гражданами, – в этом сомнений нет», – говорят представители системы. Идеальная среда для формирования общественной идеологии – коллектив. Поэтому история массового музыкального образования в Венесуэле – это история становления и развития детских и юношеских музыкальных коллективов: симфонических оркестров и хоров. При этом дети с первого же урока, не овладев еще в совершенстве нотной грамотой, начинают музицировать в оркестре или хоре.
Трудно представить сейчас, что еще 30 лет назад в Венесуэле было всего 2 симфонических оркестра, в которых играли в основном европейские музыканты. Что же теперь? Страна переживает настоящий музыкальный бум. По данным на 2007 год, государство субсидировало работу 90 музыкальных школ, 125 юношеских оркестров, 57 детских оркестров и 30 профессиональных коллективов. В общей сложности за 32 года своего существования школы дали общее музыкальное образование более чем 5 миллионам венесуэльцев. Только в настоящий момент музыке обучаются около 250 000 детей, причем 90 процентов из них происходят из малообеспеченных семей. Совершенно ясно, что подобная массовость дает возможность найти и воспитать по-настоящему большое дарование.
Об этом и о многом другом шла речь на встрече профессоров, преподавателей и студентов Московской консерватории с директором Латиноамериканского культурного центра имени Симона Боливара в Москве Габриэлой Монтильей Риос. Конференц-зал с трудом вместил всех желающих присутствовать на демонстрации документального фильма о системе детских и юношеских оркестров Венесуэлы под названием «Играть и сражаться» (таков девиз воспитанников системы Абреу: созидай и стой на страже своих идеалов). А спустя несколько дней в консерватории побывали основатели Симфонического оркестра имени Симона Боливара в Каракасе профессор Вальдемар Родригес (кларнет) и профессор Вильям Молина (виолончель). Музыканты подчеркнули, что секрет успеха венесуэльской образовательной системы – во внимании государства к воспитанию подрастающего поколения. Именно государственное финансирование позволяет не только приглашать в Венесуэлу ведущих музыкантов мира для работы с оркестрами (Клаудио Аббадо, сэра Саймона Рэтла, Пласидо Доминго), но и поддерживать материально-техническую базу оркестров в надлежащем состоянии.
«Венесуэла – молодая страна, – говорит профессор Вильям Молина. – У нас нет такой традиции в области академической музыки, как в России. Поэтому наша задача сейчас – взять в других странах все самое лучшее. Мы постоянно учимся. И я горд тем, что среди моих учителей – два крупнейших русских музыканта: Мстислав Ростропович, у которого я учился в Париже, и Наталья Гутман, к которой я приезжал на мастер-классы в Москву.»
«В Венесуэле сейчас решается будущее классической музыки», – утверждает сэр Саймон Рэтл. Венесуэльский опыт музыкального образования заслуживает самого серьезного изучения.
Елена Доленко