«Цель творчества – самоотдача…»
№ 5 (1297), май 2012
Есть концерты, которые ждешь с предвкушением радости – радости узнавания и открытия, радости осознания того, что в нашей суетной жизни все еще есть ценностные ориентиры, актуальные для всех, кому дороги профессионализм и серьезное отношение к искусству. Меня поймут те, кто хотя бы раз побывал на одном из классных вечеров заслуженного деятеля искусств России профессора А. А. Паршина (ассистент – лауреат европейского и международного конкурсов Е. Н. Цыбко). Эти концерты не остаются незамеченными и давно имеют свою публику – доброжелательную, щедрую на аплодисменты, но и взыскательную, ждущую от исполнителей полной эмоциональной отдачи.
Так было и вечером 8 мая на концерте в Малом зале консерватории, где играли ученики Алексея Александровича, органисты – и совсем юные, и уже имеющие лауреатские звания. Сидя в переполненном зале и ощущая свою сопричастность происходящему на сцене, я в очередной раз мысленно фиксировала то, что на протяжении многих лет остается неизменным, являясь совокупной характеристикой, «визитной карточкой» школы Паршина, – игру «со знаком качества», сочетающую интерпретационную яркость с филигранной выделкой деталей, концепционность, логику построения концертной программы, безупречный внешний вид исполнителей, их умение просто и достойно держаться на сцене.
Всем, кто с гордостью может назвать себя учеником Алексея Александровича, хорошо известны его наставнические жертвенность и самоотдача. Сторонний наблюдатель едва ли может представить, сколько педагогического труда стоит за видимой легкостью студенческого музицирования, как тщательно проработаны мельчайшие элементы музыкальной речи – артикуляция, интонация, фраза, – делающие ее живой и непринужденной, как выверены и прочувствованы кажущиеся спонтанными музыкальные высказывания и движения исполнителей. Это та артистическая свобода, та одухотворенная естественность, которая возникает на базе ежедневной кропотливой, порой жесткой ремесленной работы, – лишь в этом случае в ситуации концерта творческая индивидуальность музыканта проявляется в полной мере. Именно такой вдохновенный артистизм демонстрировали на классном вечере профессора Паршина представители нынешнего поколения его учеников: А. Аскарова, А. Учайкина, Г. Васильев, Н. Абрютина, Е. Спиркина, Н. Абрамов, К. Старкова, а также 13-летняя воспитанница ЦМШ, лауреат всероссийских и международного конкурсов А. Игошина, исполнившая труднейшую хоральную прелюдию И. С. Баха «Приди, язычников Спаситель» (можно только недоумевать, почему в ЦМШ при наличии уже нескольких лауреатов класс органа до сих пор не имеет статуса специального, оставаясь на уровне факультатива).
В программу концерта, помимо известных любителям органной музыки произведений Н. Брунса, И. С. Баха, Ф. Мендельсона-Бартольди, были включены и редко исполняемые сочинения М. Дюрюфле (Токката из Сюиты ор. 5 в исполнении А. Учайкиной), М. Дюпре («Шествие и литания» в исполнении Г. Васильева), а также совершенно неизвестная публике, виртуозная и изысканная Рапсодия Н. Хакима, мастерски сыгранная дуэтом А. Учайкиной и Г. Васильева. Слушатели тепло приняли и дуэт, объединивший голос и орган: трепетное и нежное исполнение вокальных номеров Г. Ф. Генделя, А. Кальдары и А. Скарлатти выпускницей дирижерско-хорового отделения А. Шавердян в ансамбле с А. Учайкиной.
Талант преподавания, как и искусство исполнительской интерпретации, дается далеко не всем. Еще реже ипостаси педагога и концертного исполнителя соединяются в одном человеке столь органично и непротиворечиво, неизмеримо укрупняя масштаб личности. В преддверии майской юбилейной даты – 55-летия – от имени всех учеников хочу пожелать Алексею Александровичу здоровья и радости творчества, поддержки в осуществлении всех замыслов и проектов, достойных воспитанников и благодарных слушателей!
С днем рождения, дорогой Учитель!
Доцент М. С. Высоцкая
На фото: проф. А. А. Паршин с выпускниками 2012 года –
учащейся ЦМШ М. Векиловой, студентами А. Учайкиной и А. Аскаровой