Жизнь в музыке и науке
№ 7 (1300), октябрь 2012
«Пафос ее жизни и творческой деятельности, мне кажется, именно в том и заключается, чтобы собрать воедино все, что было дорого, памятно или даже просто знакомо…» Эти слова Ю. М. Буцко очень точно схватывают суть дарования, характер творчества и образ жизни Инны Алексеевны Барсовой – профессора, доктора искусствоведения, почетного члена нескольких зарубежных научных обществ, заведующей секцией инструментовки и чтения партитур кафедры теории музыки Московской консерватории.
Жизни в музыке, в словесности, в истории и культуре, пожалуй, невозможно научить, но о ней можно свидетельствовать. На вопрос о том, кто лично для нее стал образцом, авторитетом в жизни и науке, Инна Алексеевна назвала В. Д. Конен, М. Л. Гаспарова, отца Георгия Чистякова и своего покойного супруга – выдающегося переводчика и филолога-античника С. А. Ошерова, к 80-летию которого она издала книгу «Ступени», написав подробную биографическую статью. Если в семье есть врач, он лечит всю семью, если в семье – историк, то он, наверное, не может не видеть истории целого поколения в жизни своих родных и своей собственной биографии. О своем детстве в Смоленске, о легендарной переписке 10-летней девочки с Роменом Ролланом, о поступлении в ЦМШ, о послевоенном обучении в Мерзляковском училище, о занятиях с И. В. Способиным, Д. Р. Рогаль-Левицким, А. Л. Локшиным, о Московской консерватории, в которой она преподает с 1953 года, и о многом другом Инна Алексеевна поведала в своих увлекательных воспоминаниях и интервью.
Монографии Инны Алексеевны – «Книга об оркестре», «Симфонии Густава Малера», «Очерки по истории партитурной нотации», сборник «Контуры столетия. Из истории русской музыки ХХ века», а также многочисленные статьи, открывающие неизвестные страницы творческой жизни и судьбы произведений А. Мосолова, Д. Шостаковича, А. Берга, Э. Кшенека, А. Шнитке, Г. Канчели, А. Кнайфеля и других композиторов, – стали образцовыми в пространстве русскоязычной литературы о музыке, а многократные выступления на международных форумах Европы и Америки и зарубежные публикации сделали ее одним из самых известных российских музыковедов за рубежом.
Используя название трактата рубежа XVI–XVII веков, можно сказать, что педагогическая деятельность И. А. Барсовой – это «простое и доступное введение в практическую музыку». Однако простота и доступность нисколько в данном случае не отменяют высочайшую планку профессиональных и этических ориентиров, в орбиту которых попадают ученики, коллеги, далекие и близкие читатели. Если представить, что в момент ее появления начинает звучать музыка, то это отнюдь не помпезная интрада к монтевердиевскому «Орфею», но, скорее, следующий за ней искренний по тону, окрашенный в теплые тембровые оттенки струнных ритурнель, предваряющий в опере появление аллегорической фигуры Музыки…
Вовлеченность человеческой судьбы в историю целого поколения, ее трагические результаты приковывают внимание историка и неумолимо побуждают к труду, словно требуют нарушить молчание. Так произошло «открытие Мосолова». Годы и помощь целой команды молодых учеников-единомышленников понадобились Инне Алексеевне, чтобы вырвать из небытия другое имя – Николая Жиляева, выдающегося текстолога, редактора, композитора, преподавателя Московской консерватории, расстрелянного в 1938-м, посвятив ему сборник статьей и материалов «Николай Сергеевич Жиляев. Труды, дни и гибель».
Однако собирание камней – только одна сторона ремесла историка, вторая же – их искусное разбрасывание. Не случайно профессор Е. М. Царева назвала И. А. Барсову «мастером чтения». Искусство интерпретации сама Инна Алексеевна считает «истинной целью работы историка», которая «поднимает его в ранг творцов духовной культуры своего времени».
Закончить юбилейные заметки хотелось бы словами Александра Вустина: «Каждое общение с Инной Алексеевной – радость. Она – душа и совесть нашей Московской консерватории, ее прекрасное лицо». С юбилеем, дорогая Инна Алексеевна! Здоровья, творческого горения, радости!
Доцент Г. И. Лыжов