Весенний марафон
№ 4 (1306), апрель 2013
Уже тринадцатый год подряд приход весны неизменно сопровождается проведением Московского международного органного фестиваля. За свою уже солидную историю фестиваль стал одним из значимых событий музыкальной жизни столицы, с одинаковым волнением ожидаемым как слушателями, так и исполнителями.
10 марта чести открывать фестиваль удостоился знаменитый немецкий музыкант, профессор Высшей музыкальной школы в Любеке, руководитель Института церковной музыки, а также главный органист собора Санкт-Якоби в Любеке профессор Арвид Гаст. Маэстро представил ретроспективу органной музыки Германии, исполнив сочинения Д. Букстехуде, Г. Бема, И. С. Баха, А. Г. Риттера и З. Карг-Элерта и совершенно покорил публику виртуозной игрой, музыкальным чутьем и оригинальностью трактовок. На два отделения концерта Малый зал превратился в единый организм. Основателю и художественному руководителю фестиваля профессору Н. Н. Гуреевой в очередной раз удалось приятно удивить московскую публику, открыв для нее новое имя превосходного органиста.
17 марта концерт «Посвящение И. С. Баху» стал одной из кульминаций фестиваля. Молодые музыканты, выпускники консерватории – органистка Олеся Кравченко и камерная капелла «Русская консерватория» под руководством Николая Хондзинского – исполнили кантаты Баха «Дух и душа – в смущении великом» (BWV 35) и «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (BWV 146). Кантаты с облигатным органом почти никогда не звучали в нашей стране, но полный Малый зал доказал, насколько велика потребность в духовной музыке Баха. Органистке, талантливому и неординарному музыканту, удалось наполнить знаменитые Пассакалию до минор и Фантазию и фугу соль минор подлинным трагизмом и глубиной. В исполнении капеллы не было ощущения нарочитого аутентизма или подчеркнуто романтического прочтения – под руками дирижера музыка кантат, жанра сугубо церковного, пережила свое второе рождение.
21 марта прошел традиционный вечер кафедры органа и клавесина, посвященный памяти профессора А. Ф. Гедике. В исполнении учащихся всех педагогов кафедры прозвучала музыка нескольких веков – от Вивальди до Шнитке. Творчество И. С. Баха было представлено Прелюдий и фугой ре мажор в исполнении Анны Орловой и двумя хоральными прелюдиями в интерпретации Елены Симонянц. Сидящие в зале услышали также «Интродукцию и пассакалию» М. Регера (Нарек Аветисян), Allegro из Шестой симфонии Ш.-М. Видора (Владимир Королевский), Финал Второй симфонии Л. Вьерна (Михаил Каталиков), Финал Сонаты № 1 А. Гильмана (Аделя Аскарова), Энигма-вариации» Э. Элгара в транскрипции для органа Д. В. Дианова (Анна Демидова). Большое оживление в программу внесли ансамбли – концерт А. Вивальди для гитары (Глеб Ласкин) с органом (Анна Никулина), концерт Й. Гайдна для органа (Ксения Косарева), двух скрипок (Сергей Пудлов, Всеволод Пономарев) и виолончели (Валентин Тихонов), а также «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке (Сергей Полтавский, скрипка; Елена Привалова, орган).
Горячий прием зала был оказан и двум большим коллективам, выступавшим во втором отделении концерта. Солисты детского ансамбля старинной музыки «Fiori musicali» (ДМШ им. А. Т. Гречанинова) под руководством Е. В. Киракосовой, облаченные в костюмы эпохи Ренессанса, исполнили произведения Ж.-Б. Люли, Ж.-Ф. Рамо и Г. Ф. Генделя (партия органа – А. Орлова). Концертный хор под управлением А. В. Соловьева (хормейстер А. Вязников, солистка М. Челмакина), ставший уже постоянным участником фестиваля, представил вниманию публики четыре транскрипции Д. В. Дианова – сочинений Л. Люцци, Дж. Верди, П. Масканьи и А. Даргомыжского для смешанного хора в сопровождении органа (И. Шашкова-Петерсон).
24 марта на сцене Малого зала выступали лауреаты V Международного конкурса юных органистов. Отрадно, что уровень конкурса с каждым годом растет и часто маленькие музыканты играют уже совсем не детский репертуар. Первые премии в трех возрастных группах были вручены Алихану Кундухову, Владимиру Скоморохову и Полине Чернышовой. С большим успехом выступил также юный скрипач Алексей Стычкин, исполнивший знаменитую Чакону Т. А. Витали.
25 марта фестиваль завершился традиционным концертом лауреатов и дипломантов V Всероссийского конкурса молодых композиторов на лучшее сочинение для органа solo и органа в ансамбле. Безусловно, за семь лет качество композиторских работ значительно выросло (хотя по решению жюри во главе с проф. В. Г. Агафонниковым I премия все же присуждена не была). В номинации «Сочинение для органа соло» II премию получил Дмитрий Бородаев за фантазию на темы армянских духовных песнопений «Обелиск»; III премию разделили Ильяс Сагитов («Рождественский офферторий»), Мория Риса («Вариации на тему «DSCH + α») и Михаил Иглицкий («Фантазия и пассакалья неопределенной серьезности»). В новой номинации «Сочинение для органа в ансамбле» II премии была удостоена Татьяна Шатковская-Айзенберг («Lacrimosa» для сопрано и органа), а III премию присудили Сергею Константинову («Panis angelicus» для сопрано и органа).
Новые сочинения для органа всегда находят ответный отклик у исполнителей, с энтузиазмом приветствующих любые композиторские эксперименты. На этот раз сочинения номинантов конкурса с большим успехом исполнили студенты профессоров Н. Н. Гуреевой (Анна Орлова, Мария Черепанова и Анастасия Сидоркина) и А. А. Паршина (Наталия Абрютина), доцентов Л. Б. Шишхановой (Ксения Косарева и Софья Иглицкая), А. С. Семенова (Ярослав Станишевский) и Д. В. Дианова (Анна Демидова), а также молодой органист Гарри Еприкян.
Проведение фестиваля было бы невозможно без самоотверженной работы органных мастеров консерватории во главе с заведующей органной мастерской Н. В. Малиной. Мы с нетерпением ждем уже следующего фестиваля, не сомневаясь, что Московская консерватория вновь поможет открыть яркие имена не только в исполнительском мастерстве, но и на композиторском поприще.
Собкор «РМ»