Пропуск в ХХ век
№ 2 (1267), февраль 2009
По инициативе и с участием профессора А.Б.Любимова 27 декабря в Малом зале консерватории прошел вечер, посвященный 125-летию со дня рождения Антона фон Веберна (1883–1945). Любимов был первым в СССР исполнителем его фортепианных Вариаций ор.27, и, вероятно, дата 27 декабря символически это отразила.
Сложный путь проделала музыка Веберна и в музыкальной жизни России. Знакомили с его произведениями и Глен Гульд на знаменитой встрече в Малом зале (те же «Вариации» ор.27), и Пьер Булез как дирижер – в Большом зале. Оказавшись «композитором для композиторов», он повлиял на творчество Э.Денисова, С.Губайдулиной, Р.Леденева, Д.Смирнова, Е.Фирсовой и некоторых более молодых авторов. А в большой концертной жизни занял довольно скромное место. Причем чаще других стали исполняться его ранние, доопусные сочинения, уравнявшись таким образом в правах с основными. В подобном ключе была выдержана и программа концерта.
Самые первые произведения Веберна – Две пьесы для виолончели и фортепиано – вошли в наш концертный обиход по инициативе В.Тонха. Композитор сам со страстью играл на виолончели, и эти пьесы 1899 года, вполне романтичные по стилистике, таковыми и преподнесли исполнители А.Загоринский и М.Дубов. С.Савенко давно полюбились ранние песни композитора, и она вместе с И.Соколовым представила три из них с добавлением атональной «новинки» – «Пробуждение из объятий глубокого сна» на слова Ст.Георге.
Прозвучали и ученические работы Веберна, выполненные под руководством Шенберга: Медленная часть для квартета и Фортепианный квинтет, сыгранные струнным квартетом «Студии новой музыки» с участием пианиста М.Дубова. Обе композиции тональны и хорошо показывают, что Шенберг действительно не учил собственному стилю. Но он прекрасно выработал владение крупной формой, полифоническим письмом и удивительными для Веберна длинными мелодиями. Если Медленная часть с успехом вошла в репертуар «Виртуозов Москвы», то Квинтет оказался в концерте редчайшим случаем.
Исполнение атональных Четырех пьес для скрипки и фортепиано ор.7 и Шести багателей для струнного квартета ор.9 (А.Тростянский, Д.Герман, И.Гофман, Р.Комачков) показалось некоторым экспериментом: они получились очень краткими, нелегко уловимыми для публики. Зато Пять песен на слова Ст.Георге ор.3 и Четыре песни ор.12 в исполнении С.Савенко с пианистом И.Соколовым были давно «впетыми» в ее голос и полны множества «мимозных» нюансов экспрессии.
Важно было включение в программу Пяти канонов для высокого сопрано, кларнета и бас-кларнета на латинские тексты ор.16. В этом последнем атональном опусе Веберн сделал перелом к яркому скачковому стилю, в котором выдержал все дальнейшие, додекафонные вокальные произведения. Е.Кичигина, представившая публике много новой музыки, уверенно провела это нелегкое сочинение в ансамбле с кларнетистами В.Гончаровым и Д. Мусихиным.
Вошедшие в программу два додекафонных вокальных цикла для голоса и фортепиано на стихи Хильдегард Йоне – Три песни ор.23 и Три песни ор.25 – видные сочинения Веберна. В поэтессе Йоне композитор нашел глубоко родственную себе душу, особенно дорогую в обстановке их полной внутренней изоляции в фашистском государстве. Поразительна экстатическая лирика восторга, заключенная в широченных размахах мелодии этих песен, в их высоких нотах, требующая сильных колоратурных голосов. С.Савенко, давно знакомая с этими циклами, исполнила произведения в свойственном ей камерном стиле, насыщая их тончайшими оттенками. И.Соколов, не стремясь к тающему, исчезающему звуку, сделал фортепианную партию сочной и ясной.
А.Любимов остроумно поставил подряд «Детскую пьесу» и «Вариации» ор.27 для фортепиано: додекафонная «Детская пьеса» с ее намеренной наивностью корреспондировала с легким скерцозным характером второй части «Вариаций». Сами же «Вариации», до блеска отточенные Любимовым за десятки лет исполнения, были безукоризненно филигранны.
Достоинством концерта стал его финал – исполнение Квартета для скрипки, кларнета, тенор-саксофона и фортепиано ор.22 С.Малышевым, О.Танцовым, А.Кравченко и М.Дубовым. Ансамблисты прекрасно донесли редкий бодрый настрой произведения, посвященного юбилею архитектора А.Лооса.
Веберновский концерт показал, что этот уникальный автор, ставший «пропуском в ХХ век», все еще остается проблемным: кто его знал мало, не успел всего расслышать, а кто много – достаточно отвык от его слушания…
Профессор В.Н.Холопова