Переводные картинки
№ 8 (1255), ноябрь 2007
Кажется, уже становится традицией открывать новый сезон гимном (141-й — какая неординарная композиция!). 3 сентября на очередном творческом отчете пианиста Владимира Парамонова (класс профессора С. Л. Доренского) программа была составлена так, что вершиной ее стала премьера Гимна для кларнета, саксофона, трубы и фортепиано. Написанный летом этого года членом Союза композиторов Андреем Гордейчевым (учеником Т. Н. Хренникова и Т. А. Чудовой) специально к концерту, апокалиптически-катарсисно-жизнеутверждающий гимн достойно «смотрелся» рядом с сочинениями выдающихся мэтров современности. Успеху композитора способствовала удачно подобранная команда молодых «духов»: 19-летний кларнетист, лауреат международных конкурсов Александр Шушпанов (класс заслуженного артиста Российской Федерации профессора Е. Ф. Петрова) и лауреат международных конкурсов, стипендиат Швейцарского фонда Михаил Комаровский. Отдельно воспеть хочется головоломную саксофонную технику лауреата международных конкурсов Андрея Кравченко (в «Декалькомании на Райха и Лигети» Ж. Фафшама и Сонате Э. Денисова).Первое отделение концерта одушевила теплом русской лирической интонации проникновенная слаженность ансамбля духовых, поддержанная точно пульсирующим в изощренных ритмах современности роялем.
«Это переводные картинки нашей жизни, — поделился впечатлениями от музыки Фафшама Владимир Парамонов. — Кроме того, там демонстрируются все новейшие техники для саксофона. Не случайно это невероятно сложное произведение — одно из самых показательных в конкурсных программах… Я не играю того, что не нравится, и, когда Андрей Кравченко предложил исполнить Сонату Э. Денисова, за которую редко кто берется, согласился. Правда, потом, было, пожалел: такая музыка требует колоссальной отдачи! Но была цель, а ведь жизнь отсчитывает определенное число концертов на долю музыканта. Сколько их еще осталось?.. Пиршество мастерства — это счастливая страна пианизма».
Сонаты Скарлатти, открывшие второе отделение, прозвучали как ностальгия по несуетным временам гармонии человека с миром и самим собой. Отрадно было погрузиться в иную звуковую стихию.
Кажется, и сам пианист с большим удовольствием перешел на туше, близкое к манере своего педагога. «У Доренского — особое звучание от природы, не зря его нарекли шопенистом. Мягкий потрясающий звук изливается теплом, утонешь в ладони, если поздороваешься, — вспоминает Владимир годы ученичества. — Это трудно объяснить, можно только показать».
Программу он завершил оптимистически — танцевальными пьесами.
Пожелаем Владимиру Парамонову полных залов и слез растроганных слушателей, не только во время гастролей в Японии. И чтобы на его творческом пути всегда звучали гимны!
Ганна Мельничук