Подводя пятилетние итоги
№ 9 (1311), декабрь 2013
Московская консерватория в 2009 году впервые в России учредила конкурс для духовой половины симфонического оркестра – не фрагментарно, не выборочно, но для всех инструментов без исключения. Такой конкурс-цикл, в течение пятилетия охватывающий все духовые специальности симфонической партитуры и ударных. С 1 по 7 ноября прошел уже Пятый международный конкурс – завершающая фаза первого цикла. В этот раз соревновались исполнители на ударных инструментах и духовой квинтет с валторной.
Молодые исполнители на духовых инструментах действительно нуждались в серьезном российском конкурсе, построенном в соответствии с требованиями Женевской федерации международных конкурсов. Его задача состояла в том, чтобы привлечь внимание музыкальной общественности к диспропорции специальностей в подготовке исполнителей на духовых инструментах и, как следствие этого, к дефициту исполнителей на некоторых духовых инструментах в российских оркестрах. Заметим, что с первых дней основания двух российских консерваторий не хватало студентов в классах гобоя, фагота, валторны и тубы – для привлечения учащихся учреждались специальные стипендии. За сто пятьдесят лет мало что изменилось, дефицит по-прежнему существует, и если в Москве он ощущается не столь остро, то в провинции принял размеры угрожающие.
Попытки укомплектовать духовые кафедры пропорциональным составом партитуры пока безуспешны. Причины объективны: во-первых, указанные специальности не считаются престижными, во-вторых, инструменты технически сложны, требуют ухода, в-третьих, их трудно освоить и, в-четвертых, деревянные инструменты дороги (например, фаготы хорошего качества стоят 25–35 тысяч евро – цена большого салонного рояля фирмы «Ямаха»!). Международный конкурс призван поднять привлекательность дефицитных специальностей.
Другая важная проблема в обучении оркестровых исполнителей – игра в ансамбле. Вот почему совершенно особое значение приобретает воспитание музыкантов в квинтете деревянных духовых с валторной – в таком мини-оркестре, где ярко отражаются все различия между этими инструментами (в динамике, в атаке, в артикуляции…). Жанр духового квинтета с валторной во многих учебных заведениях нашей страны крайне непопулярен по той же причине диспропорции, когда на одного валторниста или фаготиста приходится десять кларнетистов и двенадцать флейтистов. В результате квинтет подменяется ансамблем из двенадцати флейт (или десяти кларнетов), участники которого после окончания консерватории останутся без работы. Или ансамблем духового инструмента с фортепиано, которому в оркестре нет применения. Сказывается и стремление молодых исполнителей к индивидуальной карьере солирующего музыканта, однако студенты (и их родители!) забывают, что на сольной эстраде мест мало, всем не хватит, что духовые в ХХI веке – это инструменты оркестровые.
Так сложилась структура пятилетнего цикла: в течение четырех лет соревнуются два инструмента в год – один деревянный и один медный, причем, например, малочисленная группа фаготистов соединена с многочисленными тромбонистами, а редкие исполнители на тубе выступают в одной фазе с многочисленными флейтистами. Каждая специальность должна быть услышанной, коль скоро ее используют в симфонической партитуре! Пятый год отдан исполнителям на ударных инструментах и духовому квинтету с валторной.
Важное условие конкурса – первая премия не делится. Председателем жюри в каждой номинации должен быть представитель третьей специальности: дирижер, композитор, искусствовед, один из ведущих струнников. Более половины членов жюри представлено зарубежными музыкантами, авторитетными в данной области. Эти условия строго выполнялись и дали возможность объективного судейства. Среди лауреатов по всем десяти специальностям кроме россиян были представители Польши, США, Южной Кореи, Германии, Франции. Однако, к сожалению, были мало представлены города России.
В целом, Пятый конкурс, как и предыдущие четыре, прошел успешно, его участники показали хорошую профессиональную подготовку. В соревновании ударных победили двое россиян: В. Терехов (I премия) и Р. Шараевский (II премия); третьей премией награжден Юнби Джионг из Южной Кореи. Лауреатами конкурса квинтетов стали три российских ансамбля: «Conoro quintet» (С. Журавель, Ф. Егоров, И. Ярцев, А. Батракова, Д. Володичев) – I премия; «Sui Generis» (О. Селезнев, А. Задворьева, Ю. Таштaмиров, Д. Савенков, Ф. Бесядовский) – вторая; «Impressione» (О. Змановская, Э. Мирославский, Д. Лиманцев, И. Чуваков, А. Афанасьев) – третья.
Состоялось и соревнование композиторов, которым сопровождается каждый конкурс: на втором туре участники исполняют специально написанное обязательное сочинение, отобранное комиссией, в которую входят композиторы и один исполнитель по данной специальности. За 60 дней до начала конкурса оргкомитет официально вскрывает зашифрованные конверты с именами авторов, выкладывает сочинения на сайт, называет победителей. В нынешнем году ими стали молодые композиторы Франсиско дель Пино (Аргентина) и Владимир Обухов (Россия).
Как и прежде, к сожалению, конкурс никак не освещался в прессе, которая провозглашает своим принципом обсуждение злободневных проблем исполнительства. Жаль, что журналисты-критики, даже имеющие прямое отношение к Московской консерватории, не видят этих проблем (дескать, «в оркестре Плетнева вся партитура заполнена»); другие за публикацию информации о конкурсе требуют оплату.
Спонсорами конкурса в разное время являлись английская топливная компания «BP», производители музыкальных инструментов «Ямаха», «Пюхнер», «Лоре». Но основную тяжесть в организации и проведении конкурса взяла на себя Московская консерватория, предоставившая, помимо залов, финансирование из собственных средств. Большую организационную работу провел Концертный отдел МГК.
Каждый год члены двух жюри выступают со своими личными призами. На конкурсе 2013 года польский музыкант Станислав Скочиньский пригласил всех участников третьего тура на гастроли в Польшу за счет принимающей стороны, а Нейбоша Живкович и Ли Бяо вручили денежные призы для покупки ударных инструментов.
Следующий, Шестой конкурс по специальностям фагот и тромбон уже объявлен на ноябрь 2014 года.
Профессор В. С. Попов,
зав. кафедрой деревянных духовых и ударных инструментов,
художественный руководитель Конкурса