Лаборатория современной оперы
№ 2 (1313), февраль 2014
У тех, кто следит за происходящими в наших музыкальных театрах событиями хотя бы по газетам, должно было бы сложиться мнение, что все постановки последних лет пытаются перещеголять друг друга в неожиданности трактовок. Это касается не только классики, где подобные явления порой совершенно неорганичны, но и постановок опер современных композиторов, в которых главной отличительной чертой часто бывает, пусть и высокохудожественный, выход за привычные формы оперного искусства.
Этот процесс характерен не только для нашей страны, но является общемировой тенденцией. Фантастические, не соответствующие сюжету костюмы и декорации, проектирование на экран разнообразного видеоряда… Иногда это смотрится более или менее органично – как, например, в постановке оперы «Записки сумасшедшего» Ю. М. Буцко в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского – но все равно возникает вопрос: неужели люди стали до такой степени невосприимчивы к музыке, что их воображение требуется нагрузить столь избыточной дополнительной информацией? А может быть, сегодня вообще нельзя создать произведение для музыкального театра, написанное в традиционной форме?
Ответом на эти сомнения стали премьеры трех камерных опер молодых композиторов, состоявшиеся 29 ноября 2013 года в театре «Открытая сцена» на Поварской в рамках проекта «Лаборатория современной оперы» (художественный руководитель – Заслуженный деятель искусств России и Украины, профессор В. Г. Кикта). Постановка опер «Жених» Анжелики Комиссаренко (по одноименной сказке А. С. Пушкина) и «Квадратура круга» Артёма Ананьева (по новеллам О. Генри) – преподавателей Московской консерватории, как и «Марина» Дмитрия Суворова (по письмам М. Цветаевой), дипломной работы выпускника РАМ им. Гнесиных, была осуществлена режиссером-постановщиком Екатериной Василёвой – внучкой прославленного танцовщика и балетмейстера В. Ю. Василёва.
Можно ли сегодня написать и поставить оперу на сказочный сюжет? В XIX веке, когда внимание общества было приковано к русскому фольклору, появилось много таких опер – достаточно вспомнить Глинку, Римского-Корсакова, Чайковского, Серова и других композиторов. Прошло более ста лет… Неужели теперь интерес утерян? Конечно же, это не так – с детских лет в нас сохраняется тяга к сказке в ее естественном, не искаженном никакими ультрасовременными «новациями» виде.
Либретто оперы «Жених» (наиболее продолжительной из всех представленных) создано композитором на сюжет первой и, вероятно, наименее известной сказки, написанной А. С. Пушкиным балладной строфой в 1825 году, во время ссылки в Михайловское. Публика услышала «запрятанные» в музыке мелодии народных песен (в том числе из сборника Кирши Данилова), народный наигрыш, а также мелодию народной песни, записанную в селе, где бывал А. С. Пушкин.
Опера состоит из семи картин с прологом и эпилогом. Главные партии блестяще исполнили Ольга Гречко (Наташа), Илья Ушуллу (Жених), Сергей Борзов (отец), Анна Блашкина (мать) и Алена Абрамова (сваха, подруга). Кроме того, в постановке был задействован вокальный ансамбль (Екатерина Пац, Марианна Асвойнова, Константин Забелин, Владимир Богдашкин) и инструментальный ансамбль (Даниил Пасека, Екатерина Гладышева-Долина, Михаил Аленин, Юрий Посыпанов, Мария Садурдинова) под управлением дирижера Сергея Акимова. Постановка оперы была решена Е. Василёвой в форме народного лубка, смотрелась захватывающе и органично дополняла музыку.
Опера «Квадратура круга» – совсем иной взгляд на музыкальный спектакль как таковой. Три важнейших его составляющих – пение, актерская эмоция и сценическое действие – плотно сплелись в единый клубок личной экспрессии, блестяще переданной исполнителем партии О. Генри Алексеем Зубаревым (баритон). Композитор (выступивший также в качестве автора сценария и дирижера) и режиссер предложили зрителям достаточно парадоксальный взгляд на американского новеллиста. Если вы всегда были убеждены в том, что его рассказы – это уморительные проделки вождя краснокожих, авантюры Таккера и Питерса, трогательная доброта всех «родственных душ», населяющих «этот безумный, безумный мир», – то вы, скорее всего, ошибались. Это лишь часть «айсберга» по имени О. Генри. За парадоксами и горькой иронией его сюжетов – жизнь самого автора, испитая им «до дней последних донца» (В. Маяковский).
Пять картин оперы (по мотивам новелл «Ночной бродяга», «Последний лист», «Обед у…», «Сон Мюррея» и «Квадратура круга») – это рассказ о самом О. Генри в фактах его биографии (арест, отказ редакций печатать рассказы и т. д.) и в кошмарных снах его персонажей (вплоть до казни на электрическом стуле). Режиссерский пафос «Квадратуры круга» – это кровавый триллер с двойным убийством, игра А. Зубарева и актеров миманса здесь выше всяческих похвал. Но что изначально заявлено в музыкальной партитуре? Тщательно отобранное слово О. Генри и музыка А. Ананьева, словно «закутанная» в монотонно-сумрачное, пронизанное вспышками ярости звучание струнного квартета, дают осознание глубинного смысла происходящего. Опера «Квадратура круга» с ее почти хичкоковским напряжением – это философская притча о природе искусства и личной трагедии художника, превратившего свою жизнь в фантасмагорию правды и вымысла.
Либретто оперы «Марина» основано на текстах неотправленных писем Марины Цветаевой, написанных ею в 27 лет. Первоначальная версия оперы, предназначенная для исполнения сопрано и симфоническим оркестром, была переработана автором специально для этой постановки. Партии струнного квартета исполняли Варвара Копьева, Дарья Головченко, Варвара Гринденко и Мария Нефедова, партию фортепиано – Евгений Сергеев, дирижировал Евгений Афанасьев. Солистке Анне Половинкиной удалось искусно передать замысел композитора.
К. Ю. Бохоров,
кандидат культурологи