Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

В мире фантастики и мечты

№ 3 (1314), март 2014

Как известно, 2014 год объявлен перекрестным годом культур России и Великобритании. На протяжении оставшихся 10 месяцев эти страны будут обмениваться творческими идеями, впечатлениями и черпать лучшее из искусства друг друга. К взаимообогащающему процессу присоединилась и Московская консерватория. 9 марта в Рахманиновском зале можно было наблюдать поистине удивительное зрелище под названием «Музыкальный Диснейленд». Автор проекта – режиссер и хореограф Наталия Кайдановская осуществила постановку семи-оперы Генри Пёрселла «Королева фей» по мотивам комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Сам композитор в 1692 году задумывал свое сочинение как блестящую феерию с музыкой, пением, танцами и множеством спецэффектов. Особенность сегодняшней интерпретации в том, что она предназначена для детской аудитории.

Столь привычный глазу Рахманиновский зал в тот вечер изменился до неузнаваемости: все пространство было почти целиком заполнено листвой, с потолка струились цветочные реки, в центре стоял золоченый трон для прекрасной царицы (декорации и костюмы Анны Кайдановской)… Отрешиться от всего земного и современного, окунуться в мир фантастики и мечты – вот какова главная идея постановки. Для осуществления замысла были задействованы очень разные люди – от знаменитых актеров (Оберон – Юрий Голубцов, Титания – Яна Прыжанкова, оба выступают в театре «У Никитских ворот») до самых маленьких «звездочек». Самой юной исполнительнице – Олечке Тмур, сыгравшей Зеленого горошка, на вид не более двух лет! В проекте также приняли участие приглашенные певцы-солисты, инструментальный ансамбль старинной музыки «Ладъ» под руководством Алексея Семенова, вокальный коллектив студентов ФИСИИ, учащиеся ЦМШ при Московской консерватории и дети из Мастерской театрального искусства Антона Николаева (последний, кстати, создал превосходный комический образ Поэта-Осла).

Но как в хорошем спектакле, здесь нет главных и второстепенных героев, больших и маленьких ролей – все трудятся на одно общее благо. Как и было задумано у Пёрселла, арии, ансамбли и хоры чередуются с разговорными диалогами, причем, вся композиция выстроена так, что развитие сюжета происходит в словесных репликах, а музыка помогает глубже осознать ситуацию, сопровождает действие лирическим комментарием. Недаром музыкальные номера называются «масками», и их исполняют не Оберон и Титания, а такие персонажи, как Ночь, Тайна, Весна, Лето, Осень, Зима… Разумеется, все вокальные фрагменты звучали на языке оригинала. Стоит отметить замечательную работу Ольги Гречко (сопрано), Германа Рудницкого (тенор) и Павла Есина (баритон). Они не только великолепно исполнили свои партии, но и чутко следили за общим ходом постановки, помогая самым маленьким участникам подняться на сцену и спуститься с нее.

Инструментальная часть тоже была на высшем уровне. Ансамбль старинной музыки «Ладъ», расположившийся около сцены (увы, оркестровой ямы в Рахманиновском зале нет), пребывал в полной гармонии с певцами, а их сольные номера также вызвали всеобщее восхищение. Кроме того, на сцене присутствовал очаровательный камерный коллектив, собранный из учеников ЦМШ (Нелли Ефимова – скрипка, Савва Григорьев – виолончель, Соня Москалева – арфа). Их исполнение было менее совершенным (зато им есть, к чему стремиться), но искренним и вдохновенным…

Но самыми яркими, красочными и потрясающими в этом представлении были танцы. И это не удивительно, ведь режиссер-постановщик спектакля Наталия Кайдановская – профессиональная балерина и хореограф! Танцевали практически беспрерывно. Можно говорить как о собственно талантливой хореографии, так и о талантливом ее воплощении. Созданная в самых лучших традициях барокко, она идеально сочеталась с музыкой. Гармоничным окончаниям музыкальных фраз соответствовали галантные поклоны, необычайно выразительные позы, изящные жесты. Временами даже мелькали движения из классического балета, внося в танец особую полетность и изысканность. Все это характеризует Н. Кайдановскую как опытного, музыкально одаренного, обладающего безупречным вкусом балетмейстера. В завершение вечера она под громкие аплодисменты появилась на сцене, с непринужденной грацией исполнив несколько па. Ее хореографические идеи блестяще осуществили учащиеся Мастерской театрального искусства (свита Титании и Оберона), по возрасту еще дети, но по умениям – состоявшиеся профессионалы. Уже само выражение их лиц говорило об осознании ответственности и понимании художественных задач, а каждое их движение было максимально отточено. Облаченные то в легчайшие туники, то в роскошные бархатные одежды, они держались достойно, по-взрослому и покоряли творческой заинтересованностью.

Доказательством того, что проект действительно удался, стало единодушное признание публики. Вспомним, что она состояла из детей, и при этом на протяжении всего представления в зале стояла абсолютная тишина. Никто не кричал, что он проголодался или хочет пойти домой, как это часто бывает с малышами на концертах классической музыки. Вместе с участниками действия юные зрители искренне переживали историю короля и королевы фей, веря в происходящее и наслаждаясь каждым мгновением, проведенным рядом с мечтой.

Анастасия Попова,
собкор «РМ»

Фотографии Дениса Рылова

Поделиться ссылкой: