Школа жизни
№ 3 (1314), март 2014
За эти годы в знаменитом 30 классе на 4 этаже дома 11 по Мерзляковскому переулку выросло не одно поколение музыкантов. Выпускники Леонида Николаевича сегодня вновь и вновь возвращаются в родной дом, где их всегда выслушают, порадуются новым успехам или дадут мудрый совет в трудной ситуации. За привычной чашкой чая с обязательным угощением нередко затеваются серьезные диспуты о профессиональных тонкостях, да и просто о жизни. И Леонид Николаевич начинает размышлять:
«Печально я гляжу на наше поколенье…» – эта фраза мне не свойственна в отношении к нашему делу. Наоборот, за последнее время хоровая жизнь получила большое развитие. Традиции ведь не исчезают, они развиваются, более слабые и более сильные студенты были и будут всегда. А в целом заинтересованность и эрудиция учеников сегодня идет по восходящей. Сейчас многое стало доступно, можно послушать и посмотреть различные записи, разных дирижеров. Появилась возможность и себя записывать. Все эти средства – телевидение, интернет – позволяют прикоснуться к более широкому материалу, а это очень укрепляет заинтересованность человека. Хотя, конечно, бывает и так, что доступность порождает верхоглядство…
То, что в высших учебных заведениях хоровое дирижирование отделено от симфонического – это неправильно. Обучение должно происходить в этих двух аспектах нераздельно. А хоровое образование, как и всякое другое сегодня, пытаются активно реформировать. Хотя в ряде средних учебных заведений нет достаточного набора – ведь для взрослого хора нужны мужские голоса, хотя бы юношеские, нужен смешанный хор. Сейчас в России с этим очень сложная ситуация сложилась.
Я возглавил хор в 1985 году, тогда же начала активизироваться концертная деятельность. До этого было мало выступлений: госэкзамены и два-три произведения в составе отчетного концерта училища. А ведь хор, который не ведет концертной деятельности – он и учебным коллективом полноценным быть не сможет. Учебный коллектив должен быть так воспитан, чтобы иметь статус профессионального, но не в смысле огромных голосов или размаха диапазона. Выучка высокого класса должна быть у хора, иначе у студентов не будет желания оставаться в профессии.
Специфика нашей профессии такова, что сначала обучение происходит под рояль. Конечно, от этого хотелось бы отойти, но это не так просто – для каждого часа занятий привести хор. И потом человека, который не обладает азами дирижерской техники и навыками управления выпускать на хор преждевременно. Мы стараемся делать шаги вперед: не так давно ввели в обучение такой предмет, как хоровое сольфеджио. Там на примере небольшого курсового состава студенты приобщаются к практической работе – например, исполняют хоралы Баха. При этом не только постигают технику, азы хорового пения, но и начинают воочию соприкасаться со своим делом. Перестают быть «подрояльниками», говоря нашим сленгом.
Конечно, практики хотелось бы больше, и я очень приветствую, если наши студенты работают по специальности, в хорах – концертмейстерами хормейстерами. Как говорил мой незабвенный учитель Серафим Казанский – «Если сам не горишь, то и других не зажжешь». Но помимо этого нам необходимо иметь большое терпение и хорошие личностные качества как руководителя, предприимчивого, делового человека…
За 30 лет работы Л. Н. Павлова в училище Хор Академического музыкального колледжа приобрел известность в России и за рубежом, его география включает в себя такие страны, как Италия, Испания, Франция, Германия, Финляндия, США. Участие в мировых премьерах и эксклюзивных концертах, гастроли по России, обширный концертный репертуар, ежегодное участие в военно-музыкальном фестивале «Спасская башня» – сегодня хор ведет активную творческую жизнь. И конечно, на этом ярком фоне неустанно кипит будничная студенческая учеба.
По-разному складываются судьбы выпускников. Кто-то неотступно следует к намеченной цели, кто-то ищет новые пути. Но те, кто учился на дирижерско-хоровом отделении за последние 30 лет, те, кто еще учится, и кто только будет когда-нибудь учиться у Леонида Николаевича Павлова – всех навсегда связывает между собой особая атмосфера «павловской» школы жизни…
Ольга Ординарцева,
студентка ДФ