Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Парад валторн

№ 4 (1315), апрель 2014

На сцене Рахманиновского зала выступили… 50 валторнистов одновременно! Это стоило того, чтобы выбраться в воскресный вечер из дома и прийти на концерт, посвященный памяти профессора Анатолия Сергеевича Демина (1932–2013), устроенный кафедрой медных духовых инструментов. А. С. Де-мин преподавал на кафедре с 1973 по 2013 год, был солистом оркестра Большого театра и ГАСО. На вечере памяти ушедшего профессора Рахманиновский зал был переполнен и публика, что называется, «висела на люстрах».

Естественно, играли в основном валторнисты. Считается, что валторна – один из сложных медных духовых инструментов, и в этот вечер она была особенно хороша. Все участники демонстрировали высокий профессиональный уровень, хорошую школу и разнообразный репертуар. Концерт был представлен очень интересной программой, хотя начало было не убедительным: гениальное соло валторны в Пятой симфонии Чайковского, в оригинале исполняемое под струнный состав, поглощалось аналогичным тембром валторнового ансамбля. Тем не менее, интерес к программе шел по нарастающей.

Не так часто у нас звучат валторновые ансамбли. Например, такие как Концерт для двух валторн и фортепиано Гайдна, причем в разных составах: в первом отделении его исполнили Калкаман Дюсенбаев, Игорь Егоров и Елена Кузнецова; во втором – III часть сыграли Михаил Гайдук (флюгельгорн), Артур Арзуманов и Ирина Ананьева. Публика могла судить и сравнить оба исполнения, что уже интересно и интригующе, хотя в сочетании флюгельгорна и валторны последняя явно прогадала. Хотелось было вспомнить идею ушедшего Скобелева об исполнении валторновых концертов на альтовом тромбоне, что он превосходно демонстрировал. Во второй интерпретации концерта Гайдна более высокий тембр флюгельгорна определенно преобладал и безупречно сыгранные виртуозные пассажи валторны остались на втором плане.

Великолепный Квинтет им. Докшицера в 24-м каприсе Паганини продемонстрировал неисчерпаемые выразительные возможности кантиленного инструмента валторны в изумительном исполнении солиста Владимира Мезенцева. Очень хорошо прозвучал Хюблер-концерт для четырех валторн в блестящей интерпретации Алексея Почтаренко, Дмитрия Венгерова, Калкамана Дюсенбаева и Елены Кузнецовой. Хотелось бы услышать его в оригинале в сопровождении камерного оркестра.

Валторновый состав оркестра Большого театра блестяще представил «Токкату и фугу» И. С. Баха в переложении для восьми валторн. Не менее ярким был и Брасс-квинтет Большого театра, исполнивший пьесы Шарпантье и Мендеса. Заметен явный прогресс ансамбля: его звучание в нашем концерте было наиболее убедительным из всех прежних, слышанных мною. С самой лучшей стороны следует отметить и исполнение известного концертино Вебера Артемом Якушевым. Как нельзя и обойти вниманием отличных концертмейстеров – Елену Кузнецову, Елену Тен и Ирину Ананьеву.

Участие в программе тромбониста Г. Кукушина и тубиста С. Бармина позволило концерту называться кафедральным. Хотя выступление брасс-ансамбля Московской консерватории под управлением Я. Белякова, к сожалению, произвело странное впечатление. Думаю, для такого состава нужно более тщательно выбирать аранжировки и с этой целью обратиться к помощи кафедры инструментовки. Слушая этот состав не первый раз, хочу отметить весьма приблизительную интонацию и практически отсутствие ансамблевого единства. Главным же достоинством является громогласность – как говорят в оркестрах: «За чистоту не ручаюсь, но громко будет»!

А сюрпризом для публики, конечно, был финал, когда одновременно вышел «хор валторн» в количестве 50 (!) участников и блестяще исполнил «Alte kameraden» К. Тейке. Дирижировал этим потрясающим «хором» завкафедрой медных духовых инструментов, профессор В. С. Шиш. Хочется от души поблагодарить инициаторов этого вечера – профессора В. С. Шиша и доцента А. В. Раева, и выразить сожаление и недоумение по поводу демонстративного отсутствия на вечере памяти А. С. Демина его учеников.

Профессор В. С. Попов

Поделиться ссылкой: