Новый камерный
№ 5 (1261), май 2008
В Московской консерватории оркестров много: студенческие оркестры оркестрового факультета — большие симфонические («старший» и «младший») и камерный; производственные оркестры — кафедры симфонического дирижирования и оперного театра; оркестр-ансамбль «Студия новой музыки» Центра современной музыки. Каждый имеет свою творческую и организационную специфику, но объединяет их общая цель — направленность на учебный процесс. Коллективы оркестрового факультета призваны воспитать классных оркестровых музыкантов, производственные оркестры помогают формированию будущих симфонических дирижеров или оперных певцов-артистов.
Успешное функционирование таких важных музыкальных подразделений, каковыми являются оркестры, сопряжено со многими проблемами: организацией учебного процесса и выполнением учебной программы в студенческих коллективах, достойным материальным обеспечением производственных, возможностями концертной и гастрольной деятельности и тех, и других. «Оркестровое дело» стало предметом обсуждения на апрельском Ученом совете консерватории, и редакция «РМ», открывая новую рубрику, намерена к этой теме возвращаться. Сегодня речь пойдет о камерном оркестре.
В начале учебного года Камерный оркестр МК претерпел коренные изменения: был приглашен новый руководитель — главный дирижер музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, заслуженный артист России Феликс Коробов, и сформирован новый состав, в который вошли студенты, прошедшие основательный конкурсный отбор. На первом этапе новый коллектив подготовил три программы с прославленным дирижером Саулюсом Сондецкисом, в марте с оркестром выступил израильский дирижер Роберт Канетти, а 25 апреля уже во главе с Феликсом Коробовым состоялся концерт русской музыки, причем его программа согласовывалась руководителем со студентами.
На Совете в адрес камерного оркестра прозвучало много добрых слов. Т.А.Алиханов: «Я увидел совершенно иной коллектив! Саулюс Сондецкис был в полном восторге от этого состава». В.М.Иванов: «То, что происходит в камерном оркестре – это событие! Большая благодарность Феликсу Павловичу. Студенты очень довольны и всем процессом, и теми дирижерами, с которыми посчастливилось работать в этом сезоне». А.З.Бондурянский: «Хорошо, что Ф.Коробов прошел весь путь — прилежно учился, потом был оркестрантом, потом стал дирижером… Он знает всю эту “кухню”. Я думаю, что он как дирижер-педагог, а не только как дирижер-артист, будет чрезвычайно полезен нашим студентам».
Редакция «РМ» предлагает вниманию читателя беседу с новым руководителем Камерного оркестра — Ф.П.КОРОБОВЫМ.
– Феликс Павлович, в чем уникальность Камерного оркестра Московской консерватории?
– Это коллектив с очень большой историей. Он был создан в 1961 г. замечательным, фантастическим профессором М.Н.Тэрианом, альтистом из Квартета им. Комитаса. Была большая тэриановская эпоха, когда в оркестре играли ученики Д.Ф.Ойстраха, Л.Б.Когана, В.В.Борисовского, С.Н.Кнушевицкого, и оркестр считался элитным коллективом, в который было очень сложно попасть. Затем долгие годы (с 1984 г.) коллективом руководил Г.К.Черкасов – я застал это время, будучи студентом консерватории. Оркестр получил первую премию и золотую медаль конкурса молодежных оркестров, организованного Фондом Караяна, выступал практически со всеми выдающимися музыкантами, профессорами Московской консерватории.
Коллектив действительно уникален. С одной стороны, он каждый год новый, потому что приходят иные студенты. С другой стороны, дух оркестра по-прежнему не меняется: в свое время даже существовала традиция передавать все «со смычка на смычок».
– С Вашим приходом связан новый этап в жизни Камерного оркестра – сформирован по сути новый коллектив. Студенты каких курсов в нем участвуют?
– Новый состав оркестра был набран осенью по конкурсу из огромного числа желающих. Сейчас основной костяк коллектива несколько увеличился, в нем 27 человек. В этом году это студенты II, III, IV курсов. Но мне кажется, имеет смысл вернуться к черкасовской формулировке: учебно-концертный коллектив студентов и аспирантов Московской консерватории. Тогда многие приходили в оркестр и вне учебной необходимости (такие случаи бывают и сейчас) – это очень хорошая традиция.
– Первые программы нового оркестра были подготовлены совместно с С.Сондецкисом. Как проходила эта работа?
– Я счастлив, что именно в первый период к оркестру подошел такой мастер как Саулюс Сондецкис – один из немногих великих дирижеров советской эпохи, выдающийся камерный дирижер. Поработать с ним было большой радостью. Он очень талантливый и самобытный музыкант – мне самому было чрезвычайно интересно у него на репетициях. В свое время Сондецкис создал четыре камерных оркестра, причем все они начинались как студенческие: Литовский камерный оркестр, «Кремерата Балтика» – оркестр Гидона Кремера, у истоков которого тоже стоит Сондецкис, Санкт-Петербургская «Камерата» и Греческий камерный оркестр. И все они живы до сих пор! Поэтому его участие в деятельности нашего оркестра является очень хорошим знаком.
Мы получили приглашение на следующий год – принять участие в праздновании юбилея Сондецкиса, и мне кажется, такое сотрудничество надо продолжать: оно не только на пользу, но и в удовольствие!
— Ваше первое выступление во главе нового Камерного оркестра 25 апреля также имело большой успех – долгие аплодисменты, «бис». Вы удовлетворены?
– Мне кажется, наш первый концерт, который состоялся в рамках абонемента русской музыки, получился очень красивым. Это была музыка профессоров Московской консерватории, и концерт явился своеобразным посвящением alma mater. Выступление совпало со Страстной пятницей, и мы исполняли Вариации Аренского на тему Чайковского «Был у Христа-младенца сад» (это последнее произведение, которым продирижировал сам Аренский!). Прозвучала также танеевская «Канцона» для кларнета и струнного оркестра (партию кларнета исполнил В.Урюпин), которую мы посвятили памяти Г.К.Черкасова. Кстати, по поводу этого сочинения известна переписка между Танеевым и Чайковским. И в конце – «Воспоминание о Флоренции» Чайковского. Очень приятно, что в зале были музыканты, которые в свое время составляли костяк черкасовского оркестра.
– В чем Вам видятся главные задачи руководителя такого коллектива – исполнительские, репертуарные?
– Камерный оркестр – это очень специфический род деятельности, и туда нужно идти, конечно, по желанию. Но наш оркестр еще и учебный. С одной стороны, это большой камерный ансамбль (или большой квартет), в котором остается некое сольное ощущение – ансамбля солистов. С другой, студенты получают навыки оркестровой игры, с большей тщательностью и рафинированностью осваивают оркестрово-штриховую культуру. Вот такой микст – сольность, ансамблевость, оркестровость – наиболее полезен для струнников. Понятно, что каждый из них мечтает о сольной карьере, но ее делают единицы, а остальные все равно приходят в оркестр.
Главная цель – подготовить ребят к взрослой жизни. И чем интереснее и изысканнее будут программы, тем большую пользу это принесет в дальнейшем каждому его участнику. Для струнного оркестра написаны замечательные пласты музыки – практически всех стилей, от барокко до современности. На наш век репертуара хватит!
– И какие программы запланированы на будущий сезон?
– Следующий сезон обещает быть интересным. В рамках абонемента «Московские вокальные школы» с оркестром будут петь солисты Театра им. Станиславского, прозвучат 14-я симфония Шостаковича и два вокальных цикла Бриттена. Запланированы выступление с Лианой Исакадзе, юбилейное торжество с Саулюсом Сондецкисом в Санкт-Петербурге. Будет также программа, которую я условно поделил на некие стилистические блоки – не столько по прямой принадлежности композиторов к определенным школам, сколько по общности струнных технологических приемов: современная музыка, романтика и классика. Там прозвучат произведения Шуберта, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Малера, Стравинского, Мартину.
– Вы назвали Л.Исакадзе, С.Сондецкиса… В чем смысл приглашения в оркестр других дирижеров?
– Это практика полезная и интересная, потому что появляется некая стереоскопичность мышления: всегда есть разные стороны исполнительства. Мне кажется, хорошие музыканты и учителя, которые будут появляться у оркестра, принесут ему только пользу. Другое дело, что планка, которую задал в качестве приглашенного дирижера С.Сондецкис, очень высока, и мне бы хотелось, чтобы в дальнейшем она не опускалась.
– Руководство камерным оркестром Вы совмещаете с работой в театре. Как Вам это удается?
– Пока нормально. Ведь и там и тут мы занимаемся одним и тем же – музыкой. Наоборот, есть смена деятельности, а главное – общение с прекрасными ребятами, абсолютно искренними, воспринимающими всё с горящими глазами. Я очень благодарен и Т.А.Алиханову, и В.М.Иванову, и А.З.Бондурянскому за то, что вернулся в Московскую консерваторию. Это мои родные стены, наверное, самое теплое и родное место, которого очень не хватало все эти годы. Настоящий эпицентр культурной жизни. Я счастлив!
Беседовала Мария Макарова