И печаль, и озорство…
№ 6 (1317), сентябрь 2014
10 мая в Рахманиновском зале состоялся один из концертов XII Международного музыкального фестиваля «Вселенная звука». Гостями на этот раз стали участники джазового коллектива из Норвегии – «Трио Ларса Андреаса Хауга» в составе: Камилла Сюзанн Хауг (вокал), Фруде Халтли (баян), Ларс Андреас Хауг (туба).
Идея включения концерта джазового трио из Норвегии в общую программу была с энтузиазмом поддержана организаторами фестиваля. Благодаря участию в проекте посольства Королевства Норвегии в Москве и норвежского фонда «Music Norway» музыканты смогли приехать в российскую столицу.
Коллектив Ларса Андреаса Хауга, безусловно, один из интереснейших в яркой панораме современного норвежского джаза. Трио, выступившее в Москве, – один из вариантов его состава, имеющего также трубу, рояль, саксофон и ударные. Музыканты работают вместе с начала 1990-х и за эти годы создали собственный неповторимый стиль. В их репертуаре преимущественно произведения, написанные лидером – Л. А. Хаугом. Критики наделяют их различными эпитетами: красивые, озорные, лукавые, юмористические, спонтанные, экспериментаторские… Тонкое соединение в них элегантных джазовых композиций с игривыми импровизациями способствует созданию совершенно особого музыкального облика.
В программе, представленной московской публике, звучали композиции, написанные исключительно участниками трио. В этой искренней, вдохновенно исполненной музыке, одновременно сложной и простой, нашли отражение и экзотические впечатления от путешествий музыкантов в далекие уголки мира, и идиллические норвежские ландшафты, и, казалось бы, обыденные бытовые сюжеты.
Написанная после поездки в Египет композиция «Conrairo» (Л. А. Хауг), была наполнена ориентальными мотивами и ритмами, а в пьесе под названием «Афро-шведское» (Ф. Халтли) соединение прихотливых африканских ритмов с народной шведской мелодией проникнуто настроением северной меланхолии.
Комментируя содержание своей пьесы «Slæba», К. С. Хауг рассказала, что это – название одного из холмов в окрестностях г. Арендал, который зимой становится очень скользким, что затрудняет подъем, но зато он превращается в чудесное место для катания на санях – нужно лишь позаботиться о том, чтобы не скатиться прямо в море! Ее песня «Furukongen» («Король сосен») рассказывает о высоком холме, на котором стоит водонапорная башня; холм «собирает» истории обо всем, что происходит на острове, даже о событиях, «сугубо личных». А ее же песня «Веселому шкиперу» написана в качестве подарка капитану небольшого парома «Колбьёрн», круглый год весело перевозящего пассажиров на островок Колбьёрнсвик.
На бис прозвучали две композиции, основанные на норвежских народных мотивах: «Вальс» (Ф. Халтли) и «Курочки Пола» (Л. А. Хауг). В ходе совместного музицирования солисты свободно и легко общались на сцене, вдохновенно импровизировали, комментировали собственные композиции. Их музыка, в которой было все: и печаль, и озорство, и радость, и любовь к родным местам, вызвала большую симпатию публики и очень теплый прием. Концерт, продолжавшийся полтора часа, пролетел на одном дыхании.
Елена Битерякова,
Центр народной музыки МГК