Органное будущее
№ 6 (1262), сентябрь 2008
С 5 по 15 сентября в Московской консерватории прошел Первый международный конкурс органистов имени А. Ф. Гедике, который многие ждали с большим интересом. Конкурс не зря получил имя Александра Федоровича Гедике – выдающегося органиста, пианиста, композитора, профессора Московской консерватории. Прошлый год был ознаменован двойным юбилеем – 130-летием со дня рождения музыканта и 50-летием со дня его кончины. Именно поэтому организаторы конкурса во главе с его инициатором и вдохновителем, председателем жюри, зав. кафедрой органа и клавесина проф. Н.Н.Гуреевой включили в программу наряду с традиционным органным репертуаром сочинения русских классиков: самого Александра Федоровича, А. Глазунова, а также наших современников – композиторов Московской консерватории. «Диптих» Р. Леденева (члена жюри), написанный специально для конкурса за 2 недели, был обязательным произведением третьего тура. Сочинения Ю. Буцко, Д. Дианова и И. Дубковой, прозвучавшие на втором туре, произвели большое впечатление, особенно на зарубежных членов жюри, отметивших, что на Западе современную русскую органную музыку знают достаточно мало.
Благодаря титаническим усилиям зав. органной мастерской Н. В. Малиной и ее коллег по цеху инструменты Малого и Большого залов были в прекрасном состоянии. Первый тур прошел на органе Малого зала. Часть второго тура и финал – на историческом органе «Кавайе-Колль» в Большом зале. Этот орган как нельзя лучше приспособлен для исполнения французской музыки – в данном случае хоралов С. Франка и Концерта для органа и литавр Ф. Пуленка. Приятно было отметить и слаженную игру оркестра консерватории, который с воодушевлением аккомпанировал финалистам под управлением А. Левина, поразившего своей эмоциональностью, музыкальностью и четкостью дирижерской концепции.
Несмотря на то что многих смущало явное доминирование московских конкурсантов на фоне участников из других регионов, все же стоит отметить, насколько отличалась игра наших ребят друг от друга, как по-разному они чувствовали и показали себя в своем репертуаре. Фавориты конкурса – в итоге лауреаты – определились с самого первого тура, это: Константин Волостнов (I премия), Тарас Багинец (Украина, II премия) и Юлия Юферева (III премия). Дипломы достались студентам органного класса Московской консерватории – Наталии Ужви и Ольге Персиц. Нельзя не отметить также игру талантливых органистов, не прошедших в финал: москвичей Александры Максимовой, Александра Орлова и Марины Вяйзя из Санкт-Петербурга.
Обладатель первой премии К.Волостнов проявил себя опытным музыкантом, мастерски владеющим искусством интерпретации различных исполнительских стилей – от барокко до музыки современности. С особым блеском, чутким отношением к форме и тембровой стороне музыки были исполнены сочинения И. Дубковой и А. Гедике. Константин совершенно справедливо был удостоен специального приза за исполнение сочинений композиторов московской школы. «Копилка» наград молодого органиста пополнилась приглашением органиста Эрве Дезарбра, артистического директора парижского издательства «Le Chant du Monde», сыграть в будущем сезоне сольный концерт в Париже.
Жюри было единодушно в признании серьезной подготовки и высокого уровня всех конкурсантов, особенно из Московской консерватории. О больших успехах нашей органной школы говорили как те, кто впервые приехал в Москву, – Ян Куррор (Великобритания) или Марио Дуэлла (Италия), так и давнишние друзья, хорошо знакомые с молодыми московскими музыкантами, – Йоханн Труммер (Австрия) и ректор Казанской консерватории, органист Рубин Абдуллин.
Каждое новое, первое, и потому трудное начинание – а конкурс особенно – всегда заставляет испытывать повышенное волнение. У организаторов – как все подготовили, придумали? У конкурсантов – как предугадать, кому будет благоволить фортуна, у кого нервы и сноровка окажутся сильнее? У слушателей – кому отдать свое предпочтение, за кого болеть? У мастеров – где взять время для настройки инструментов? У жюри – как судить, как не ошибиться с выбором лучших?.. Сегодня можно с уверенностью сказать, что грандиозный проект удался, став настоящим праздником органного искусства, знаменательным событием в жизни консерватории и отечественной органной культуры.
М. В. Воинова