Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Альтернативные клавиристы

№ 6 (1262), сентябрь 2008

lubimovПрофессор А. Любимов вместе с педагогами и студентами ФИСИИ провел цикл концертов (в рамках абонементов Московской консерватории), который со свойственным ему умением найти броскую внешнюю форму назвал так: «Фейерверк альтернативных клавиристов».

Сюрпризами изобиловала каждая программа. Например, сам Алексей Любимов сыграл в Большом зале программу «Модернисты трех столетий». Привычные композиторы-классики – в данном случае К. Ф.Э.Бах и Ф. Лист – были зачислены им в «модернисты» наравне с авангардистами первой половины XX века Шёнбергом и Бартоком. Впрочем, для своего времени они были действительно новаторами.

А.Любимов с увлечением всегда говорит о младшем Бахе: «Карл Филипп Эммануил – самый фантастический и непредсказуемый сын И. С. Баха, не подвластный ни отцовскому методу композиции, ни галантному стилю двора Фридриха Великого, ни гамбургской рутине; фантазер и изобретатель, обеспечивший фундамент идей Гайдну и Бетховену». Пьесы последних лет жизни Листа также полны неожиданностей, а одна из них – «Багатель без тональности» – прямо ведет к атональности Шёнберга. Все сочинения исполнялись А. Любимовым на исторических инструментах, соответствующих времени создания этой музыки – тангентен-клавире, романтическом фортепиано, современном рояле.

Еще один «альтернативный» клавирист – Сергей Каспров. Он – лауреат нескольких серьезных конкурсов: имени Горовица в Киеве (2004, спецприз), имени Юдиной в Санкт-Петербурге (2006, Гран-при), имени Рубинштейна в Париже (2007, I премия), имени Скрябина в Париже (2007, I премия). Многим он полюбился и по выступлениям на Втором международном конкурсе имени С. Рихтера. И пусть не все в его игре было ровно, яркость и оригинальность мышления С.Каспрова позволили ему получить приятный спецприз – премию Правительства Москвы. Дорогого стоят и слова члена жюри, пианиста Валерия Афанасьева, оценившего игру Каспрова как потрясающую: «Он чрезвычайно талантливый человек, который не должен сражаться, чтобы доказать это».

На концерте в Малом зале Сергей выступил в разных амплуа – в данном случае как органист и пианист. В этом, кстати, одна из особенностей выпускников ФИСИИ: они получают квалификацию клавириста, охватывающую все клавишные инструменты, от древнейшего органа и клавикорда до современного, ультра авангардного «приготовленного» рояля. В данной программе фигура Листа – титана фортепианного исполнительства XIX века – была поставлена в контекст старинной музыки. Во всяком случае духовная связь Листа с И. С. Бахом представляется бесспорной, достаточно вспомнить крупнейшие листовские органные опусы – Вариации на тему «Weinen, Klagen…» (на тему из первого хора кантаты №12 Баха) и «Прелюдию и фугу на тему В-А-С-Н», которая прозвучала в этот вечер в окружении сочинений И.С.Баха – хоралов, Прелюдии и фуги до мажор, Фантазии и фуги соль минор. Хороши были и пять сонат Скарлатти: в них, сыгранных на современном рояле, ощущалось знание клавирной манеры XVIII века. Но, пожалуй, наиболее показательными для творческого портрета молодого артиста стала «Долина Обермана» (версия В.Горовица) – мятежный дух романтики оказался для него наиболее привлекательным.

Яркой страницей фестиваля к 10-летию ФИСИИ стал концерт в Малом зале под лозунгом: «И.С.Бах – отец всех клавиристов». Все клавишники ФИСИИ объединились для исполнения редкозвучащих двойных, тройных и четверного концертов Баха. Получился своего рода смотр исполнительских сил факультета. Собрание такого количества клавесинов на сцене впечатляло, однако с точки зрения ансамбля не все получилось идеально. Наверное, не в последнюю очередь потому, что в консерватории всем выделяют стандартную двух-трех часовую репетицию, ставя на одну доску певца (который лишь должен почувствовать акустику зала) и инструменталиста, в данном случае – клавесиниста, который должен наметить регистровку в соответствии с акустическими возможностями конкретного зала и настроить инструмент именно на сцене. Тут времени едва-едва хватает на самые примитивные решения: что уж и говорить о творческом поиске! А если еще прибавляется оркестровый аккомпанемент (в этом концерте участвовал ансамбль под предводительством Игоря Должникова), то цейтнот обеспечен. В таких сложных обстоятельствах проходила подготовка и данного вечера. Как бесспорную удачу выделим Четверной концерт, где солировали Ольга Филиппова, Дарья Борковская, Анастасия Алексеева и сам Алексей Любимов, который азартно вел за собой весь ансамбль.

Это сотворчество на сцене профессора и студентов стало важным концертным опытом для молодых артистов. И думается, что подобных проектов, где расширяются и рамки репертуара, и формы сценической деятельности, должно быть как можно больше.

Доцент Е. Д. Кривицкая

Поделиться ссылкой: