Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Борьба гармонии и хаоса…»

№ 3 (1323), март 2015

11 февраля в Рахманиновском зале состоялся «концерт-портрет», как было заявлено в афише, из сочинений выдающегося русского композитора второй половины ХХ века Николая Николаевича Сидельникова. Концерт был приурочен к 85-летию со дня его рождения. Силами ансамбля «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова были исполнены два сочинения композитора: Концертная симфония «Дуэли» для виолончели соло, контрабаса, двух фортепиано и ударных (1974) и Концерт «Русские сказки» для 12 исполнителей (1968).

Живым и ярким было вступительное слово Ивана Соколова, ученика и почитателя творчества Николая Николаевича, первого исполнителя ряда его произведений. Иван Глебович, готовя публику к предстоящему прослушиванию, рассказал пару любопытных фактов из истории создания сочинений, поведанных ему самим композитором. В частнос-ти, о «Дуэлях»: встретились как-то Сидельников и Ростропович на даче, и за разговором Ростропович сказал, что может сыграть один звук «сорока разными способами»; и вот Сидельников написал опус,  в одном из разделов которого солирующий виолончелист 40 раз подряд берет ноту «ми». Специально для Ростроповича!

В первом отделении прозвучала концертная симфония «Дуэли». Это сочинение фактически не известно широкой публике. Само его название уже раскрывает авторский замысел: в поединке должны «сражаться»… музыкальные инструменты! Действительно, на сцене было две соперничающие «команды»: с одной стороны – первый рояль, виолончель, первая и вторая группы ударных; с другой – второй рояль, контрабас, а также третья и четвертая группы ударных.

Произведение состоит из трех частей, причем каждая автором озаглавлена. В первой под названием «Соотношение неопределенностей» на слух все кажется «размытым» – жанр, интонационность. Хотя на самом деле музыкальный материал очень организован: у Сидельникова это единственный опус с применением техники додекафонии. Во второй части – «Борьба гармонии и хаоса» – музыкальными средствами как бы показывается созидание мира: через хаос и мрак вырастают гармония и красота (выразительное соло виолончелистки Ольги Галочкиной). В третью часть «Поединок закономерности и случая» вторгается джазовая сфера, очень характерная, кстати, для творчества композитора; контрабас и ударные выполняют здесь ту же функцию, что и в джаз-бэнде… И все же музыка «Дуэлей», как мне показалось, не была до конца понята слушателями. Вероятно, из-за того, что ее смысл не очевиден, а названия являются лишь некоторым ориентиром, намеком на подлинное содержание.

Во втором же отделении было представлено наиболее известное сочинение Сидельникова – «Русские сказки», цикл из девяти частей, каждая со своим названием. Изобразительность и необычные тембровые находки композитора явно пришлись по душе публике. Особенно впечатляющими были пятая часть «Леший с русалками хороводы водит», самая «джазовая», притом заканчивающаяся невероятно эффектными глиссандо валторны; а также девятая часть «Девки красные по ягоды ходят далеко…», где постоянно повторяющаяся диссонантная попевка в духе плясовой завораживала своим звучанием. Было очевидно, что и слушателям, и исполнителям это сочинение доставило удовольствие.

В целом концерт был замечательным. Его стоило посетить хотя бы потому, что сегодня произведения Н. Сидельникова, к большому сожалению, в Москве звучат крайне редко. А ведь это один из значимых русских композиторов прошлого столетия! И когда выступают такие прекрасные исполнители, как ансамбль «Студия новой музыки», впечатление остается особенно сильным. Музыкальный вечер стал большим событием в концертной жизни столицы. Но, хотя этот концерт был бесплатным, зал, увы, не был полон…

Анастасия Коротина,
студентка ИТФ

Поделиться ссылкой: