Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Свет созидания

№ 6 (1326), сентябрь 2015

Солнце – первооснова и источник жизни на Земле. Оно стоит у колыбели всех ее живых существ, согревая в холодном небытии крошечный и прекрасный мир нашей планеты. Когда-то благодаря Солнцу родились и мы – люди. Подобно ему мы создали свои миры в нашем социуме – политический, научный, культурный и многие другие. И мы счастливы тем, что в каждом мире имеем не одно, а много солнц – разных, уникальных, самобытных. Они издают особенное притягательное свечение, исполненное могучей силы Творца. Благодаря им рождаются новые идеи, открываются скрытые от большинства истины, и жизнь обретает множество неизвестных доселе смыслов. В отличие от небесного светила, наши солнца – это люди из плоти и крови, несущие огненный свет созидания в душе. Своей харизмой они привлекают внимание, деятельностью преобразуют мир, а их открытия создают длинный шлейф последователей, почитателей, а порою и эпигонов. Они живут среди нас физически, но несравнимо выше – эстетически, творчески, духовно.

Всеволод Всеволодович Задерацкий – представитель «солнечной расы». Его научные труды, подобно вспышкам сверхновых звезд, осветили «небосвод» музыкознания неизвестным ранее светом, информацией, идеями. Его Академия «Новое передвижничество» стала для высокого искусства ярким факелом в сумерках 1990-х. Его просветительский и педагогический труд сформировал десятки выдающихся музыкантов. Наконец, его усилия по вызволению из плена забвения имени отца спасли для мира творчество одного из крупнейших композиторов XX века.

Как правило, дети великого в искусстве родителя не имеют сопоставимого с ним таланта. Однако история знает случаи, когда одарённость отца словно переходит на сына, который использует её в собственном самобытном преломлении. Всеволод Петрович и Всеволод Всеволодович Задерацкие – тому яркий пример. Неутомимая воля к творчеству и прогрессивному преобразованию, способность подняться над ситуацией и увидеть то, что сокрыто для глаз обывателей, масштабность мышления и тончайшая творческая интуиция, позволяющие нести в мир качественно новую информацию – общие стороны дарования отца и сына, композитора и музыковеда.

Однако называть Всеволода Всеволодовича музыковедом вроде бы и верно, но абсолютно неадекватно масштабу личности. Несмотря на громадную научную ценность исследований Задерацкого-младшего в области полифонии музыки Шостаковича, Стравинского, в области изучения музыкальных форм и современных авангардных течений, его интересы и мышление – иерархически объемлющи по отношению к музыкознанию. Он – философ, познающий бытие и человека посредством музыкальной науки. Это определяет ход его научной мысли, которая всегда находится как бы вне процесса познания, но изучает сам этот процесс. Его взгляду доступы связи разнокачественных явлений, их взаимодействие и влияние на предмет изучения. Научное наследие Всеволода Всеволодовича, статьи и очерки фиксируют, кажется, самую суть музыкальных явлений, а выводы имеют качество предельного, окончательного обобщения.

Живое общение с «людьми-солнцами» оставляет неизгладимый след в душе, заряжает её исходящим от них внутренним светом. Талант рассказчика, ораторское мастерство Всеволод Всеволодович перенял, вероятно, от отца. В его повествовании даже самая сложная узко-профессиональная информация обретает художественность и особый магнетизм, притягивающий внимание и пробуждающий азарт познания. Однако не одно лишь содержание его речи, но и сама форма высказывания завораживает изяществом слога, необычностью метафор и красотой смысловых построений.

Порою кажется, что Всеволод Всеволодович обладает неким волшебным неиссякаемым источником вдохновения, идей, творческой энергии. Чем ещё объяснить его способность регулярно писать глубокие, ценные для науки работы в каждом номере созданного им журнала «PianoФорум», постоянную организацию и участие в крупных культурных проектах, издание монументальных научно-исследовательских работ, при этом успешно готовить аспирантов к учёным степеням?

2015 год – юбилейный для Всеволода Всеволодовича. Однако «юбилей» в данном случае – лишь условная метка на ярком, полном ценных обретений жизненном пути, ибо впереди – новые цели и масштабные планы. И пусть могучее Солнце, вложившее в его сердце огненный темперамент, а в разум – ясность мысли, осветит его замыслы и творческие горизонты своим жизнетворящим пламенем, помогая созидать своему собрату от мира людей.

Павел Левадный

Поделиться ссылкой: