Слово об Учителе
№ 9 (1329), декабрь 2015
Юбилейная дата… В каком-то смысле это всегда неожиданность − и для юбиляра, и для его окружения. Особенно если многие годы проживаются в достаточно тесном контакте, когда легко находишь и темы для бесед, и поводы для встреч. Для меня как человека, все этапы профессионального «взросления» которого связаны с профессором Галиной Владимировной Григорьевой, её нынешняя солидная дата − нечто из разряда труднопостижимого. Да и как увязать юбилейные цифры с обликом этой красивой женщины, с первых минут общения неизменно очаровывающей элегантным аристократизмом своей особенной манеры держаться, говорить − редким «отприродным» качеством, присущим представителям исчезающей категории «старой московской интеллигенции»?!
Есть учителя и Учителя – последних мы выбираем сами, вписывая их в собственную систему координат, наделяя признаками эталона, подражая, стараясь «дотянуться» и не разочаровать, безраздельно доверяя и доверяясь… 30 лет назад, ни минуты не колеблясь, я выбрала своего Учителя, который на протяжении долгих лет остаётся для меня одним из самых близких и дорогих людей − мудрым наставником, советчиком, другом и, что немаловажно − образцом честного и трепетного отношения к ремеслу.
Вся профессиональная жизнь Галины Владимировны связана с Московской консерваторией − начиная с момента поступления (после окончания ЦМШ в 1954 году) и по сей день. В 1963 году, сразу после завершения обучения в аспирантуре в классе В. А. Цуккермана она приступает к педагогической работе на кафедре теории музыки, читая курс анализа музыкальных произведений для студентов-исполнителей, а с 1981 года − авторс-кий курс современной музыки, адресованный студентам теоретико-композиторского факультета. Именно этот курс в своё время стал для меня «центральным элементом» всего учебного процесса, чётко обозначив сферу научных интересов. Именно Галине Владимировне − его идеологу и практику − я обязана и выбором исследовательской специализации, и нынешним статусом её преемника в преподавании дисциплин, связанных с проблематикой Новой и Новейшей музыки.
Наследие профессора Григорьевой включает свыше 100 научных и музыкально-критических трудов − книги, статьи, методические разработки и рецензии, бóльшая часть которых посвящена музыкальной композиции ХХ века и, прежде всего, вопросам стиля и музыкальной формы. В списке обобщающих исследований − рукопись «Русская и советская комическая опера» (кандидатская диссертация, 1968), книги «Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины ХХ века» (по материалам докторской диссертации, 1989), «Музыкальные формы ХХ века» (2004), а также выдержавшие переиздания уникальная монография «Николай Сидельников» (1986, 2014) и учебное пособие «Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну» (совместно с автором данного текста − 2011, 2014).
Тематика музыкальной современности в широком диапазоне представлена в работах выпускников индивидуального класса Галины Владимировны − дипломников, аспирантов, ассис-тентов-стажёров, докторантов… Из последних наиболее заметных и значимых исследований сошлюсь на кандидатскую диссертацию японского учёного Д. Тиба «Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: опыт интертекстуального анализа» (2003) и докторскую диссертацию М. В. Переверзевой «Алеаторика как принцип композиции» (2015) − в российском музыкознании первые системные разработки теории и аналитической методики применительно к рассмотрению соответствующих композиционных принципов и типологии взаимодействия музыкального материала.
Есть учителя и Учителя − те, чья светлая позитивная энергетика питает и вдохновляет, чьим мнением дорожишь, с чьей ролью в судьбе соизмеряешь собственные удачи на педагогическом поприще. Воспринимая приближающуюся дату не как данность, но лишь как повод к ретроспекции и рефлексии, от имени всех учеников − прошлых лет и нынешних − я сердечно благодарю Галину Владимировну за радость общения, участие и помощь, доверие и поддержку – за всё то доброе и важное, что с течением времени перестаёт быть фактом биографии и становится частью жизни души.
Профессор М. С. Высоцкая
Фото проф. А. А. Паршина