Аристократ духа
№ 7 (1254), октябрь 2007
10 октября скончался светлейший человек — Александр Георгиевич Бахчиев. Наверное, во всех совпадениях есть какой-то скрытый смысл. Во всяком случае день 10-е октября, бывший для меня с детства днем памяти Г. Г. Нейгауза, неким образом связал эти имена просто непреложностью факта. Кроме того, все лучшее, чем наделил Бог этих людей, каждый по-своему отдал Музыке.
Мне кажется, что образ А. Г. Бахчиева соответствует идеальному представлению об истинном носителе культуры. Он был аристократом духа. Человеком редкой образованности, редкого благородства и скромности.
Александр Георгиевич вписал свою уникальную страницу в историю отечественной музыкально-исполнительской культуры: интереснейшие и многообразные концертные программы, на протяжении многих лет звучавшие в исполнении «Фортепианного дуэта Александра Бахчиева и Елены Сорокиной» воспитали не одно поколение слушателей и даровали жизнь множеству новых и «вновь открытых» сочинений. Можно сказать, что деятельность Александра Георгиевича была наполнена музыкальным просветительством. Посмотрим вслед уходящему от нас человеку с низким поклоном и благодарностью за то, что он привнес в жизнь окружающих и передал, как эстафету в будущее, своим ученикам. За то особенное, что излучала его личность артиста и педагога. Он обладал даром, не назидая и не навязывая, оказывать огромное воздействие просто силой своего внутреннего звучания. Светлая память ушедшему.
Профессор К. В. Кнорре
Если правда, что мир держится на праведниках, то одним из тех, на ком стоит мир музыкальный, был ушедший от нас Александр Георгиевич Бахчиев. Чуткий, глубокий, умный, искренний, обладающий безупречным вкусом — вот только малая часть эпитетов, которыми можно охарактеризовать его как музыканта.
Последние 18 лет он преподавал в Московской консерватории, успев оставить частицу своей неповторимой личности в творчестве учеников. Глубоко уважаемый коллегами со всех кафедр и факультетов, он был любим учениками. Как подлинный аристократ, он относился ко всем как к равным. В класс к нему стремились, и он щедро отдавал свое время и силы, всегда готовый помогать, советовать, идти навстречу при любых обстоятельствах. В профессоре Бахчиеве не было ни тени менторства или властности, он мог с восхищением называть своего тогда еще не известного ученика Дениса Мацуева «клибернообразным молодым человеком» или сочувственно рассказывать о жизненных (настоящих или выдуманных) перипетиях неуспевающего студента.
Вся жизнь Александра Георгиевича была посвящена самоотверженному служению музыке. Родившись в Москве в 1930 году в интеллигентной, репрессированной и погубленной семье, проведя голодное детство, существуя вдвоем с матерью-инвалидом на ее крошечную пенсию, он упорно занимался на фортепиано. Играл в военной холодной Москве на замерзающем пианино и в 1944 году поступил в училище имени Ипполитова-Иванова в класс замечательного педагога Ильи Романовича Клячко. Получение государственной стипендии дало ему возможность выжить, а встреча с Клячко многое определила в жизни.
В Московской консерватории А. Бахчиев учился у профессора В. Н. Аргамакова, ассистентом которого был И. Р. Клячко. В классе Ильи Романовича он повстречал свою будущую супругу, Елену Сорокину, ставшую на всю жизнь его любимым спутником, другом, соратником. Вместе они создали фортепианный дуэт, позже получивший название «Золотого дуэта России». Вдвоем вели плодотворную концертную, просветительскую, исследовательскую деятельность, их концерты сопровождались интереснейшими комментариями, причем Александр Георгиевич, как и профессиональный музыковед Елена Геннадьевна, говорил свободно и содержательно. В семье Бахчиева-Сорокиной, включающей замечательную дочь Асю, всегда можно было наблюдать редкостную и благодатную атмосферу любви, уважения, заботы и понимания.
Музыкальные интересы Александра Георгиевича были обширны, репертуар — огромен. Начав концертировать в середине 50-х годов, после победы (в 21 год) на фестивале молодежи в Берлине и окончания аспирантуры у Льва Николаевича Оборина он играл соло, выступал с оркестрами, в бесчисленных камерно-инструментальных и вокальных ансамблях. Среди его партнеров К. Кондрашин, Г. Рождественский, Б. Хайкин, Ф. Мансуров, Г. Писаренко, А. Мартынов, А. Мельников, В. Попов, А. Корнеев и многие, многие другие. В 1968 году началась постоянная деятельность А. Бахчиева в дуэте с Е. Сорокиной.
Работоспособность Александра Георгиевича была феноменальна. Много ли мы знаем случаев, когда один из участников непрерывно концертирующего фортепианного дуэта, ряд интерпретаций которого стал эталонным, параллельно ведет сольную и ансамблевую деятельность с другими исполнителями?! Незабываемой осталась для меня атмосфера глубочайшей сосредоточенности, царившая на одном из концертов в Рахманиновском зале, где Александр Георгиевич вместе с А. Мартыновым исполнял «Зимний путь» Шуберта. Публика, висевшая гроздьями на подоконниках, сидевшая на полу в проходе, была заворожена, боялась вздохнуть, присутствуя при создании музыкального чуда.
К счастью, осталось очень много записей. Помимо официальной дискографии, насчитывающей более 70 пластинок и компакт-дисков, существуют бесценные любительские записи с концертов, которые еще ждут своего собирателя. Искусство Александра Георгиевича Бахчиева будет жить с нами, и память о нем навсегда останется светлой!
Профессор Г. С. Ширинская