Огонь самоотдачи
№ 1 (1266), январь 2009
28 декабря (15 декабря – по старому стилю) исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося отечественного хорового дирижера, народного артиста СССР, педагога, композитора, музыкально-общественного деятеля, лауреата Государственной премии РФ имени Глинки, лауреата премии Ленинского комсомола, профессора и заведующего кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории В.Г. Соколова (1908-1993).
Имя Владислава Геннадиевича неразрывно связано с Московской консерваторией, в стенах которой он учился и впоследствии учил более шестидесяти лет. Артист, дирижер, мастер хора, человек высочайшей культуры и энциклопедических знаний, общественный деятель и плодовитый композитор, добрый наставник и мудрый педагог – все это сплавилось в нем цельно, объемно и продуктивно.
Владислав Геннадиевич был прирожденным Учителем в большом и глубоком смысле русского Просветительства, радостно отдавая все, что знал и умел. Еще будучи студентом, он связал себя с педагогической работой, поэтому по окончании консерватории перед ним не стоял вопрос, что выбирать и чему посвятить себя – концертной деятельности с хором или педагогике. И особенно важную роль Владислав Геннадиевич отводил музыкальному образованию и воспитанию детей и молодежи. С ними он, по его же признанию, чувствовал себя вдохновенным и счастливым.
В.Г.Соколов учился в консерватории, когда формировалась и складывалась ныне проверенная система профессионального дирижерско-хорового образования. У ее истоков стояли выдающиеся мастера, цвет русского хорового искусства, крупнейшие исполнители и педагоги – А.Д.Кастальский, П.Г.Чесноков, Н.М.Данилин, А.В.Александров, А.В.Никольский, Г.А.Дмитревский. Все они, за исключением умершего ранее А.Д.Кастальского, были его непосредственными учителями. Владислав Геннадиевич был безгранично благодарен своим учителям и говорил о них всегда с нежностью и теплотой, особенно о своем главном учителе – Г.А.Дмитревском. Есть прекрасная, полная трепетного чувства статья-воспоминание о Георгии Александровиче, написанная В.Г.Соколовым в 1990 году.
Все годы работы в Московской консерватории В.Г.Соколов слыл непререкаемым авторитетом. Его величавый облик, лучезарная улыбка и струящаяся доброта удивительно благотворно действовали и на коллег по кафедре, и на студентов, располагая к общению и действиям. Он всегда стремился видеть главное – искру Божию, пытливость, радение и любовь к хормейстерскому делу. Музыкальная педагогика Соколова – это огромный мир знаний, который воплотился в понятии «Соколовская школа». В ней не было места догме, трафарету, академизму, заготовленной «рецептуре» и натаскиванию. Он умел пробудить артистическую природу ученика, развить его музыкальное чувство, обострить эмоциональное восприятие, заставить мыслить и навсегда «заболеть хором». Он умел так увлечь, раскрывая бездонный мир хоровых возможностей, что многие его ученики были готовы отдать жизнь искусству хорового пения. Они заражались его одержимостью. Поэтому-то среди его непосредственных учеников немало признанных мастеров хорового искусства и педагогики: С.К.Казанский, Ф.И.Маслов, В.Н.Минин, Г.Н.Пантюков, А.Ф.Ушкарев, К.Ф.Никольская-Береговская, И.П.Гейнрихс, Г.А.Ковалев, К.Р.Рюмина, И.К.Кулешова, В.И.Сафонова, Александр и Любовь Жаровы, К.Киркоров (Болгария), К.Литвин (Румыния), Ян Лянкунь (Китай), Б.Сильва (Эквадор), К.Зан (КНДР), Х.Бальтре (Доминиканская Республика).
Педагогическая деятельность Соколова была чрезвычайно масштабной. Он вел класс дирижирования, в разные годы читал курс хоровой литературы, знания которой (особенно русской) были универсальны, работал со студенческим хором и готовил дипломников. Для нескольких поколений студентов Московской консерватории (ныне зрелых музыкантов-практиков и педагогов) занятия в консерваторском хоре, которым долгие годы (1966-1979) руководил профессор Соколов, были благодатным временем профессионального мужания. И многие из его «официальных» и «неофициальных» учеников, несомненно, сойдутся в искренних словах благодарности судьбе за то, что именно Владислав Геннадиевич научил их сложной премудрости хорового таинства, вложил в их души огонь самоотдачи и научил делать нашу сложную профессиональную работу.
Свою теорию и методику Владислав Геннадиевич систематизировал в ценнейшем педагогическом труде – «Работа с хором». Эта замечательная книга, выдержавшая уже четыре издания, – громадный вклад в отечественную науку и практику хороведения. Известно, с каким пристрастием относился Владислав Геннадиевич к этой фундаментальной теоретической работе, как ревностно вносил в каждое издание изменения, продиктованные жизненным смыслом.
Как концертирующий дирижер, он вывел учебный хор на эстраду, активно участвуя с ним в концертах. Эта традиция всегда жила в консерватории. Но по-настоящему утвердил концертную практику студенческого хора с его значительным художественным потенциалом, молодым оптимизмом и самоотдачей только Владислав Геннадиевич. Концерты студенческого хора под управлением Соколова были неотъемлемой частью профессиональной подготовки хормейстера, прививали чувство сцены, артистизм, исполнительскую культуру, познание репертуара, умение строить концертную программу – все то, с чем столкнется каждый выпускник в своей репетиционной и концертной практике. Особенно хочется отметить исполнение под управлением В.Г.Соколова кантаты С.И.Танеева «Иоанн Дамаскин», «Свитезянки» Н.А.Римского-Корсакова, оратории Р.Шумана «Рай и Пери» и многих других программ.
После внезапной кончины Клавдия Борисовича Птицы в 1983 году Владислав Геннадиевич принял руководство кафедрой хорового дирижирования. До этого он уже руководил кафедрой (1956-1960), но интенсивная концертная деятельность и частые гастроли не всегда позволяли целиком отдаться организации учебного и научного процесса. К.Б.Птица оставил после себя отлаженную систему дирижерско-хоровой педагогики, и в дальнейшем она не давала сбоев. Владислав Геннадиевич зорко, с высоты своей «избранности» следил за профессиональным и нравственным здоровьем кафедры.
Учиться у Соколова было заманчиво, но трудно. Он много давал, но и многое требовал. Двери класса были всегда открыты. Работать он мог долго и увлеченно, самозабвенно и красиво. Он любил заниматься «на людях», преподавать публично, и многие студенты других классов приходили поучиться у мастера и посмотреть на его работу с учениками. В его занятиях впечатляла удивительная способность дирижерским показом и жестом окрылять и направлять ученика, блестящее красноречие, парадоксальные ассоциации, исторические и литературные экскурсы, образность, мягкость и доброта и даже недовольство чем-либо. Каждое занятие, в конечном счете, велось к практическому претворению цели обучения: Мастер мог много объяснять и не всегда говорил только о музыке, но, прямо или косвенно, всегда в связи с ней. Все превращалось в Музыку, ибо Соколов-педагог был лишь другой стороной Соколова-артиста.
Задолго до снятия нелепых запретов и табу на русскую церковную музыку в его классе основательно изучались многие духовные сочинения русских композиторов. И здесь Соколов мог дать так много, как никто другой из педагогов кафедры, ибо с детства органично впитывал в себя эту культуру. Он также писал духовную музыку – тихо, незаметно, «в стол», и только потом мы узнали о многих его сочинениях подобного содержания. В последние годы Владислав Геннадиевич энергично способствовал введению факультативного курса изучения церковного пения и его исполнительской традиции.
Напутствуя молодых музыкантов, он призывал не замыкаться в узкопрофессиональной работе, идти к детям, в школу, создавать любительские хоры, заниматься просветительской работой в «глубинке», учить людей понимать и любить хоровое пение, чтобы оно, как некогда в России, являлось живой потребностью общества.
Идут годы, и имя В.Г.Соколова для всех нас и отечественной музыкальной культуры приобретает все большее значение и требует осмысления. Его жизнь в искусстве подобна жизни великих личностей русской культуры. Его наследие, художественная и педагогическая «система Соколова» – это природа музыки и жизнь в музыке: здесь ее живительные соки и неисчерпаемые силы.
Профессор С.С.Калинин,
декан ДФ, зав. кафедрой хорового дирижирования